Элементы ФГ

Форма правления – способ организации государственной власти, который включает в себя порядок образования и деятельности высших государственных органов, характер взаимоотношений между этим органами, участи населения в образовании и деятельности этих органов. Таким образом, говоря о ФП, следует сказать, что она отвечает на следующие вопросы:

· как создаются высшие органы государства и каково их строение;

· как строятся взаимоотношения между высшими органами государства и населения;

· в какой мере организация высших органов государства обеспечивет права и свободы граждан.

ФП различаются в зависимости от того, осуществляется власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая ФП, во втором случае – республиканская ФП.

При монархической ФП источником власти и ее носителем является монарх, при республиканской ФП источником власти является народ, а носителем власти – выборные государственные органы.

Классификация ФП в зависимости от числа стоящих у власти лиц является одной из старейших и широко признанных в мире в юридической науке классификаций. В процессе ее проведения используется количественный критерий. Коркунов писал, что различают монархию, аристократию и демократию. Помимо количественного критерия используется также юридический критерий. Суть этого критерия состоит в том, что нас интересует юридический статус высших правящих органов и лиц.

При республиканской ФП источник власти – народ, при монархической власти, например, Бог. По наличию ответственности различают президента и монарха. В связи с этим

Монархия – такая ФП, при которой монарх обладает особым юридическим статусом, он выведен из юрисдикции государства, ни перед кем не отвечает. Монархия – древнейшая ФП. Первоначально практически все государства были монархиями. В современном мире существует два вида монархий – абсолютная и ограниченная монархии.

Теократическая монархия (разновидность абсолютной) характеризуется тем, что правитель представляет не только светский, но и духовный мир.

Ограниченная монархия появилась на более поздней ступени развития общества, поялвяется писанная конституция, на основе которой ограничивается власть монарха. Виды ограниченных монархий:

· Дуалистическая. Складывается в обществе, которое унаследовало много черт из старого общества. Главой государства является монарх, у которого обширные полномочия в управлении государства, они распространяются на все ветви власти, но есть выборный парламент, который имеет право издавать законы с подписью монарха и принимать бюджет. Но вся исполнительная власть находится в руках монарха.

· Парламентарная. Правительство формируется на парламентской основе. Полномочия монарха серьезно ограничены. У него остаются лишь представительские функции. Правда, эти функции варьируются. Юридический статус монарха определяется конституционными соглашениями, которые складываются в процессе применения норм обычного права. Монархия здесь сохраняется как символ исторического единства народа, перенимание исторических традиций прошлого.

Республика характеризуется следующими признаками:

· Выборность всех высших органов власти государства;

· Ограничение срока полномочий как главы государства, так и других органов;

· Юридическая ответственность выборных органов.

Республиканская ФП зародилась еще в Древних Афинах: в управлении полисом участвовали все свободные граждане. Феодальные республики характеризовались тем, что власть находилась в руках торгово-ремесленного патрициата (Венеция, Генуя, Псков, Новгород). Что касается современности, то республика является преобладающей ФП.

Термин «республика» происходит из латинского («общее дело»). Республика – такая форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется выборными органами. Признаки республики:

· Наличие единиличного или коллегиального главы государства;

· Выборность на определнный срок всех высших органов государства;

· Юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;

· Взаимная ответственность государства и личности.

Существует две основные разновидности республик: парламентская и президентская. Также отмечают существование смешанной, или полупрезидентской, республики.

Парламентская республика. Имеет большое сходство с парламентарной монархией. Верховная роль в руководстве государством принадлежит парламенту, который осуществляет законодательную власть. Исполнительная власть подчинена парламенту, им формируется, ему отчитывается. Таким образом, выборы решают сразу два высших органа власти – парламент и правительство. Президент – глава государства, но не глава правительства. В связи с этим он не отвечает за деятельность правительства. Кроме того, президент обычно избирается косвенным путем. Избирание президента происходит либо парламентом (Италия), либо коллегией выборщиков (ФРГ). Ввиду всего этого, президент не наделяется широкими полномочиями. Он исполняет в основном лишь представительские функции. Все свои действия он согласует с Правительством. Акты президента нуждаются в контрасигнации. На содержательную сторону нормативных актов президент влиять не в состоянии. Во главе правительства находится премьер-министр (канцлер). Обычно это лидер партии или коалиции партий, победивших на выборах в парламент. Правительство находится у власти до тех пор, пока оно пользуется доверием парламента (при объявлении вотума недоверия правительство обязано уйти в отставку).

Не слишком распространенная форма правления (Италия, ФРГ).

Президентская республика. Центральное место в государственном аппарате занимает президент. Имеется четкое разделение властей: законодательная – в руках парламента, исполнительная – в руках президента. Правительство отвечает только перед президентом. Президент – глава государства и глава исполнительной власти. Обычно он самостоятельно формирует правительство. Президент волен смещать министров в связи с этим. Как правило, президент избирается всенародным голосованием. Существует система сдержек и противовесов. Президент может применить отлагательное вето по отношению к решениям парламента, но парламент может его преодолеть. Президент имеет право ввести чрезвычайное положение, предоставлять гражданства, миловать и т.д. Является главнокомандующим. Имеет право заключать мир и объявлять войну.

Достаточно распространенная форма правления, особенно в Америке. Азия (Филиппины). Африка (Зимбабве).

Достоинства президентской республики – высокая степень эффективности управления государством и обществом, поскольку президент оперативно решает все вопросы, что, конечно, необходимо особенно во время кризиса. Основной недостаток – продолжение достоинств: обширные полномочия президента могут привести к злоупотреблениям властью.

Преимущества парламентарной республики можно усмотреть большие гарантии реального воплощения в жизнь демократических начал управления, поскольку среди органов государства нет явного перевеса. Недостатки: достаточно сложно создать парламентское большинство, что сильно замедляет деятельность парламента.

Именно недостатки парламентской республики привели к появлению смешенной республики. Вариаций этого типа республики достаточно много. Существует сильный президент, избираемый народом. Как правило, является главой исполнительной власти; формирует правительство с участием парламент. Существует контроль парламента за исполнительной властью. Самостоятельность правительства повышается, премьер-министр часто становится ключевой фигурой. Кроме того, в полупрезидентской республике правительство может формироваться на партийной основе. Иногда президент может назначать главой правительства лидера победившей на выборах в законодательное собрание партии.

Стоит отметить, что смешанная республика в последнее время стала следующим этапом после тоталитарного режима в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: