Форма государства

Разделение властей в МГ

Вопросы:

1. Истоки и значение

2. Разнообразие взглядов на теорию разделения властей.

3. Теория разделения властей и современная российская действительность.

Разделение властей исключает злоупотребления властью и улучшает эффективность работы государственного аппарата.

Теория сформировалась около 300 лет назад. Основателями считаются Джон Локк и Шарль Монтескье. Взгляды Локка нашли отражение в его главном труде «Два трактата о государственном правлении». Эта работа была издана в Англии в 1690 году. А идеи Монтескье отразились в основном в его главном учении «О духе законов», опубликованном в Париже в 1748 году.

Следует отметить, что подобно другим концепциям, теория разделения властей появилась не на пустом месте. Она была подготовлена всем предшествующим социально-политическим развитием.

Известный русский государственный деятель М.Сперанский написал «План государственного образования», где отразил сходные мысли.

Теория разделения властей не могла образоваться там, где была, например, восточная диспотия или европейская монархия, потому что власть концентрировалась в руках одного человека. Закон был беспомощен, т.к. власть монарха была божественной. По мнению Сперанского, деспотическая власть не допускала ни меры, ни границ.

Теория разделения властей возникает и начинает материализовываться лишь на той ступени развития государства и общества, когда складываются необходимые предпосылки для активного участия общества в политической жизни, когда в обществе хотя бы формально устанавливается политический и идеологический плюрализм. Только в таком обществе стимулируется поиск путей и средств создания надежной гарантии прав и свобод подданных или граждан, предпринимаются попытки ограждения этих прав, а с ними и всего общества, от узурпации государственной власти, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государственной власти. Именно такой период наступил в конце 17 – начале 18 века, когда усилиями Локка и Монтескье была создана теория разделения властей.

Путь развития. Создание мировоззренческий фон, который делает возможным появление концепции разделения властей, оформление элементов концепции. Далее создание собственно концепцииТ Третья фаза – внесение первых поправок, корректировок. Первая фаза – 16-вторая половина 17 века; вторая – вторая половина 17 – первая половина 18 века, третья – середина 18-конец первой половины 19 века.

Говоря о предпосылка ТРВ, важно принимать во внимание субъективное мировоззрение основателей теории. Для глубокого понимания истоков роли данной концепции в Англии является не только констатация объективно существующих фактов(база, основа теории), но и субъективных факторов, в частности воззрения Джона Локка. Он был стороннико теории общественного договора, был идеологом социального компромисса, поэтому рассматривал принцип разделения властей как один из способов решения ряда социально-политических задач. Представляя государство как совокупность людей, которые объединились под эгидой ими же принятого общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты меж ними, Локк считал, что только такой институт как государства способен защитить права граждан, гарантировать их участие в политической жизни, сохранения собственности. Однако выполнить эту задачу государство может выполнить только тогда, когда оно само организовано на определнных принципах. Требуется четкое разделение публичных правомочий государства на уравновешивающие друг друга составные части и наделение ими (полномочиями) сдерживающих друг друга от чрезмерных властных притязаний друг друга. Полномочия принимать законы возлагается на выборный орган парламент, полномочия их осуществлять возлагается на монарха и правительство, при этом все виды публичной власти располагаются в иерархическом порядке. Все ветви власти подчиняются законодательной власти, но активно на нее воздействуют. Абсолютная монархия, по Локку, на самом деле несовместима с гражданским обществом, потому она не может быть формой гражданского правления. Причина: такая власть сама не подчиняется закону, а потому не может требовать следования закону и других властей и лиц закону. Потому такая власть не может гарантировать естественные свободы человека. Поэтому для Локка абсолютная монархия находится в противоречии с человеком. Напротив, публичная политическая власть, удовлетворяющая ТРВ, отвечает естественной природе властей.

Работа Локка в дальнейшем разрабатывалась Монтескье. В каждом государстве есть власть законодательная, исполнительная (МП) и исполнительная (гражданское право). Третья власть позднее была названа судебной, а вторая – исполнительной. Монтескье также усматривал в четком разделении властей не только гарантию свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола, от беззаконья со стороны государства. Отсутствие этого механизма ведет к сосредоточению власти в одних руках, к злоупотреблениям в государственной власти, приводит к произволу. По сравнению с Локком у Монтескье присутствует ряд новых положений. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, писал он, устанавливается только законами. Во-вторых, Монтескье высказался за создания судебной ветви власти. Система государственного управления дополнялась принципом независимости судебной власти. Сформулированная Монтескье триада стала со временем классической теорией конституционализма.

Теория разделения властей имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Эта идея была закреплена в Декларации независимости США 1776, Декларация прав человека (Франция,), Конституции Франции (1791). По мере своего становления и развития ТРВ была воспринята многими странами. Если в этих странах (Англии, Франции и США) эта была воспринята сразу, то в других странах она подвергалась критике в течение долгого времени (например, в Германии критиком был Еллинек). В России ТРВ привлекла особое внимание Сперанского. В своем Введении к Уложению государственных законов он писал, что нельзя основать правление на законе, если одна власть и устанавливает, и исполняет законы. Потому необходимо было разделение властей. Он предлагал реформы, которые были отвергнуты.

ТРВ посвящены многочисленные работы (профессор Энтин в МГИМО). В этих работах помимо изучения истоков предлагается различное толкование этой теории. Современные исследователи склоняются к выводу о том, что не следует возводить ни одну власть возводить в абсолют. Творец американской конституции Мэдисон доказал, что полномочия, принадлежащие одному ведомству, не должны принадлежать другому. Смешение полномочий приводит к угрозе государству и народу.

Существует концепция о самой роли теории. Во-вторых, существует различная интерпретация общих положений и национальной практики ее применения. В третьих, существует разночтения по поводу разделения законодательной и исполнительной власти, с одной стороны, и судебной власти – с другой.

Анализируя различные подходы к изучению ТРВ, ученые приходят к тому, что применение этой теории носит весьма противоречивый характер. Трудно предположить, что четкое разделение властей может существовать долго. На этом основании считают, что теория носит формальный характер. В чистом виде эту теорию нельзя найти ни в одной стране. Существует лишь основной принцип разделения. В связи с этим следует сказать, что в своем практическом воплощении теория разделения властей направлена на то, чтобы создать, с одной стороны, такую государственно-правовую систему, чтобы управлять обществом, а с другой стороны – не делать ее столь сильной, чтобы она не нарушала права и свободы людей.

Существует довольно устоявшееся мнение о динамичности разделения властей, потому происходят постоянные изменения.

Начиная с Локка и Монтескье специалистами в области конституционного права были выработаны положенииия, составляющие основу ТРВ. Создан каркас ТРВ, который применяется одинаково. Среди них можно отметить следующие постулаты:

· В каждой стране, называющей себя демократической, законодательная и исполнительная власти связана не только благодаря МГ, но и относительно самостоятельны;

· Между высшими госорганами, осуществляющими исполнительные, законодательные и судебные функции, существует определенный баланс властей(система сдержек и противовесов);

· Все ветви власти действуют на постоянной правовой основе.

· Постулат верховенства государственной власти.

Какова же цель теории? Основная цель – предотвращение узурпации власти одним лицом или группой лиц и обеспечение эффективного функционирования МГ.

Национальная специфика обусловливается множеством факторов.

Об оптимальности соотношения ветвей власти. В системе разделения властей суд должен выступать своего рода гарантом сложившегося равновесия, баланса властей. Иногда говорят, что суд является посредником между исполнительной и законодательной ветвями власти.

Российские реалии. Внимание к теории разделения властей в советский период был минимальным. Марксистская теория признавала этот принцип буржуазным. До 1985 года если говорилось о разделении властей, то только в критическом плане. С начала перестройки о ТРВ было написано множество работ. Очень часто в работах, которые издавались по поводу этой теории, вектор сменился с тотально отрицания до безудержного восхваления.

Конечно же, введение принципа разделения властей – длительный и сложный проесс. Когда мы говорим о разделении властей, то следует сказать, что эта теория прошла ряд этапов:

· Апрель 1989 – октябрь1993. По инерции продолжало доминировать восприятие власти в лице советов как явления единого и неделимого. Считалось, что разделению подлежат не сами ветви власти, а лишь властные функции. В конце 80х-начале 90х годов наметился поворот: был учрежден Конституционный суд и установлен институт президентства. В 1992 году в Конституцию было введено положение о том, что власть делилась на три ветви в соответствии с ТРВ.

· Сентября 1993 – декабрь 1993. Шла очень острая борьба между законодательной и исполнительной властью. В конечном счете исполнительная власть взяла верх.

· 12 декабря 1993 -... Декларация принципа разделения властей. Конкретизировалась компетенция ветвей. Согласно Конституции законодательную власть осуществляет Совет Федерации административное, гражданского, уголовного, конституционного судопроизводства. Верховный суд является высшей интсанцией по первым тремь пунктмам. Арбитражный суд занимается разрешением экономических проблем. Президент – гарант Конституции РФ, а также гарант прав и свобод гражданина. Однако полномочия и функции президента носят исполнительно-распорядительных характер. Огромный объем этих полномочий позволяет говорить о том, что в России существует суперпрезидентская власть. Правда, акты президента не должны противоречить Конституции и законам, следовательно, акты президента ниже решений Парламента. В Конституции РФ также написано, что судьи подчинятся лишь Конституции и законам РФ. Правда, надо признать, что Конституция РФ не провела окончательного разделения властей, потому существует определенный дисбаланс в пользу исполнительной власти.


Вопросы:

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления и ее виды.

3. Форма территориально-политической организации государства (государственное устройство).

4. Государственный режим и его разновидности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: