Относительная теория
Абсолютная теория
Наказание, которое назначается и применяется должно не покарать, а иметь цель
Несколько теорий:
Наказание с оцениванием прошлого. Наказание – плата за совершенное преступление.
Но такое возмездие не всегда справедливое наказание
Аристотель (наказание нельзя смешивать с местью), Платон, Сенека
В рамках абсолютной теории – нравственные, диалектические, божественные теории
Обращены к будущему
Теории:
- устрашения (СУ 1649 «чтобы другим неповадно было»),
- предупреждения (Руссо, Дидро, Беккария – цель наказания: воспрепятствование виновному вновь принести вред обществу и не позволить совершить иным лицам преступление),
- исправление (цель: исправление преступника)
Наказание не может исправить всех и воспрепятствовать
Перевоспитание осужденных – отказ от такой цели (была в УК 1960 г. – исправить и перевоспитать). Исправить – юридически (приучить не нарушать закон) и духовно (когда исправление затрагивать духовную систему ценностей)
|
|
Фейербах, Росси, Сергеевский, Фойницкий
4. связано нравственными оправданиями наказания (наказать + нравственно оправдать)
Пенитенциарная наука
«кающийся»
Основоположники: Говард (гуманист) и Бентам (философ)
Говард: интерес был связан с событиями, которые произошли с ним лично. 1755 г. – землетрясение в Португалии, потрясенный положением пострадавших, отправился на помощь; попал в плен к французам – шла Семилетняя война. Так он оказался внутри системы исполнения наказаний – познал все ужасы тюремного заключения, что предопределило его дальнейшую жизнь: посетил тюрьмы в других странах – условия в них. 1777 г. – на собственные средства издал «О положении тюрем в Англии и Уэльсе» - ознакомление общественности с тяжелым положением заключенных. Отправил сообщение и в парламент вместе с проектом – совершенствование системы исполнения наказаний.
Основные предложения:
- исправление и приспособление к жизни в обществе – д.б. главной целью наказания
- тюремное заключение д.б. не менее 5 лет (время для достижения цели)
- раздельное содержание осужденных: мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых; в зависимости от тяжести преступления
- гуманное отношение к заключенным
- обязательное привлечение к труду, который не должен приносить страдания
- обязательное религиозное образование (в то время: максимально доступное для населения)
Говард поехал в Азию – изучать там тюрьмы. По ходу – изучил тюрьмы в России (в Херсоне) – написал положительный отзыв (для Екатерины Второй), при этом умер от заболевания, которым заразился в одной из тюрем. До Азии не доехал))