Информационные технологии в энергосбережении

Нормативно-техническая база энергосбережения

Целями нормативно-технического обеспечения энергосбережения являются установление в государственных стандартах, технологических регламентах, технических и методических документах:

– требований эффективного использования и сокращения потерь ТЭР при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении, потреблении и утилизации;

– нормативных значений показателей энергетической эффективности энергопотребляющих объектов и процессов, ограничивающих образование загрязняющих окружающую среду биосферозагрязнителей (твердых отходов, жидких сбросов, газообразных выбросов, шламов, смесей; шумов, излучений);

– правил проверки соответствия энергопотребляющих объектов и процессов нормативным показателям энергетической эффективности;

– порядка осуществления государственного надзора за эффективным использованием ТЭР путем проведения энергетических обследований их потребителей;

– требований обеспечения точности и единства измерений при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортировки, хранения и потребления;

– правил обеспечения соответствия стандартов, норм и нормативов в области энергосбережения и энергетической эффективности международным, межгосударственным, региональным и зарубежным стандартам, признанным в России;

– ограничений разработки, производства, закупки и применения энергопотребляющих объектов с расходами энергоресурсов, превышающими установленные стандартами и регламентами уровни.

Основные направления использования нормативных и методических документов в области энергосбережения:

– совершенствование федерального и регионального законодательства по обеспечению энергосбережения;

разработка программ энергосбережения, планирование и реализация энергосберегающих проектов, организация работ по энергосбережению при создании энергопотребляющих объектов и реализации процессов;

– разработка и утверждение общетехнических стандартов, иных нормативных и методических документов по энергосбережению, нормативно-правовых актов и программ;

– установление нормативных показателей энергетической эффективности для энергоемких объектов и технологических процессов;

– проведение энергетических обследований и энергетической паспортизации потребителей ТЭР;

– установление порядка и правил оценки соответствия (сертификации), методов испытаний объектов, потребляющих ТЭР, на соответствие нормативным показателям энергетической эффективности;

– установление норм точности методов измерений и обеспечение единства измерений; метрологического контроля и надзора за добычей, производством, переработкой, транспортировкой и потреблением ТЭР;

разработка стандартов на возобновляемые, новые источники энергии, вторичные энергоресурсы и альтернативные виды топлива.

Результатами нормативно-технического обеспечения энергосбережения являются:

нормативные документы в области энергосбережения на межгосударственном (ГОСТ), государственном (ГОСТ Р), отраслевом (ОСТ) уровне, а также на уровне стандартов научно-технических обществ (СТО) и предприятий (СТП);

технические регламенты, правила, руководства и другие нормативные документы по энергосбережению, принятые органами исполнительной государственной власти;

методические документы по расчетам экономии энергоносителей и обоснованию экономической эффективности энергосберегающих проектов;

методические документы, в которых изложены полностью или со ссылками на первоисточники рекомендации, методы, способы, схемы, алгоритмы, модели энергосбережения за счет повышения эффективности использования и снижения потерь первичных ТЭР, использования вторичных ТЭР, возобновляемой энергии и альтернативных видов топлива;

– методические документы, регламентирующие требования к точности методов измерений, обеспечение единства измерений, метрологического контроля и надзора при учете ТЭР на стадиях добычи, производства, переработки, транспортирования, хранения и потребления.

Комплекс нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения приведен в ГОСТ Р 51387–99 «Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение» [62]. Он позволяет системно упорядочить активно развивающиеся процессы нормативно-методического обеспечения энергосбережения на федеральном, региональном (субъектов РФ), ведомственном и локальном уровнях с использованием принципов, учитывающих рыночные условия хозяйствования.

Стандарт устанавливает основные понятия, принципы, цели и субъекты деятельности в области нормативно-технического обеспечения энергосбережения, состав и назначение основополагающих нормативных, методических документов и распространяется на деятельность, связанную с эффективным использованием топливно-энергетических ресурсов, на энергопотребляющие объекты (установки, оборудование, продукцию производственно-технического и бытового назначения), технологические процессы, работы и услуги. Он содержит:

– основные термины и понятия в области энергосбережения;

– требования к составу и содержанию нормативных и методических документов по обеспечению энергосбережения, основные принципы и методические основы деятельности в области нормативно-методического обеспечения энергосбережения;

– номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР;

– порядок выбора и внесения показателей в техническую документацию;

– методы расчета энергобалансов потребителей энергоресурсов с последующей их паспортизацией (ГОСТ Р 51379) [60];

– порядок проведения обязательной и добровольной сертификации энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51380) [68];

– методы испытаний и сертификации объектов по требованиям энергосбережения (ГОСТ Р 51380);

– порядок маркирования энергопотребляющей продукции (ГОСТ Р 51388-99) [61];

– методы расчета освещенности и эффективности тепловых режимов, требования к теплоизоляции, контролю поддержания температуры, общих энергобалансов зданий с последующей их паспортизацией;

– нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения;

– требования к энергосберегающим технологиям, методы расчета энергобалансов промышленных технологических процессов;

– методы расчета и анализа направлений снижения потерь топлива и энергии при создании продукции и ее эксплуатации;

– методы определения экономической эффективности мероприятий по энергосбережению;

– направления привлечения инвестиций для реализации проектов и мероприятий по энергосбережению;

– требования к метрологическому обеспечению энергосбережения;

– требования к использованию вторичных энергетических ресурсов;

– требования к нетрадиционным возобновляемым источникам энергии;

– методы автоматизированного сбора и обработки данных о расходах топлива и энергии;

– требования к информационному обеспечению в области энергосбережения;

– требования к системе обучения по обеспечению энергосбережения.

Для установления общих требований и правил в области развития энергосбережения в промышленном и гражданском строительстве используются следующие основные отраслевые стандарты:

– ГОСТ 26254-84 [63] Здания и сооружения. Методы определения сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций;

– ГОСТ 25380-82 [64] Здания и сооружения. Метод измерения плотности тепловых потоков, проходящих через ограждающие конструкции;

– ГОСТ 26629-85 [65] Здания и сооружения. Метод тепловизионного контроля качества теплоизоляции ограждающих конструкций;

– ГОСТ 26253-84 [66] Здания и сооружения. Метод определения теплоустойчивости ограждающих конструкций;

– ГОСТ 30494-96 [67]Здания жилые. Параметры микроклимата в помещениях.

Требования ГОСТ Р 51387 – 99 и отраслевых стандартов в области энергосбережения и энергоэффективности учитываются при разработке и при последующем пересмотре строительных норм и правил (СНиП).

СНиП представляет собой сборник, включающий нормативы и постановления, которые регулируют процессы строительства и переустройства зданий. В части энергосбережения и энергоэффективности в нормах устанавливаются требования к следующим характеристикам:

– приведенное сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций зданий;

– диапазоны рабочих температур и конденсация влаги на внутренней поверхности ограждающей конструкции;

– удельный показатель расхода тепловой энергии на отопление здания;

– теплоустойчивость ограждающих конструкций в теплый период года и помещений зданий в холодный период года;

воздухопроницаемость ограждающих конструкций и помещений зданий;

– защита от переувлажнения ограждающих конструкций;

– теплоусвоению поверхности полов;

– определение и повышение энергетической эффективности проектируемых и существующих зданий;

– контроль нормируемых показателей, включая энергетический паспорт здания;

– номенклатурный состав и классификацию показателей эффективности использования ТЭР;

– порядок выбора и внесения показателей в техническую документацию;

– методы расчета освещенности;

– методы расчета эффективности тепловых режимов, требований к теплоизоляции, контролю поддержания температуры;

– нормативы расхода топлива и энергии, методы их определения.

Постановление Правительства РФ № 391 от 1 июня 2010 г. [28] определило задачи, состав, сроки создания Государственной информационной системы (ГИС) «Энергоэффективность».

В соответствии с принятым документом, определены цели создания информационной системы:

– свободное предоставление актуальной информации о требованиях законодательства Российской Федерации об энергосбережении;

– представление информации о ходе реализации положений законодательства об энергосбережении;

– получение и представление объективных данных об энергоемкости экономики Российской Федерации (в том числе ее отраслей), о потенциале снижения такой энергоемкости, о наиболее эффективных проектах и о выдающихся достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Официальным оператором ГИС определено Министерство энергетики РФ.

Фактическим исполнителем задач по созданию и эксплуатации ГИС «Энергоэффективность» является созданное в 2009 г. Российское Энергетическое Агентство (РЭА). Сайт РЭА находится по адресу https://rosenergo.gov.ru.

Состав информации ГИС:

нормативно-правовая база;

– технологии, решения, лучший российский и зарубежный опыт;

– методические материалы (стандарты, типовые документы, инструкции);

– статистика и аналитика в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

– обучающие и просветительские материалы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности;

– шаблоны проектов и технико-экономических обоснований в области энергосбережения и повышения энергоэффективности.

Кроме приведенной общесистемной информации, в ГИС должны представляться:

– данные о ходе и результатах проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении государственного, муниципального и частного жилищных фондов;

– средние показатели энергетической эффективности зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта;

– количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

– данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;

– показатели энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;

– данные о потенциале снижения показателей энергоемкости экономики Российской Федерации, в том числе ее отраслей;

– данные о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

– установленные требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;

– перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, при использовании которых расходуются энергетические ресурсы в объемах, составляющих существенную долю в структуре потребления отдельных групп государственных или муниципальных заказчиков, осуществляющих аналогичные виды деятельности.

Сама ГИС реализована в виде федерального портала и системы региональных интернет-ресурсов, отражающих общесистемную и региональную информацию.

Поскольку режимы энергопользования весьма разнообразны, Постановлением Правительства предусмотрена специализация министерств и ведомств при обработке, анализе и представлении информации в ГИС.

Минэнерго (РЭА):

– данные о СРО энергоаудиторов, включенных в реестр саморегулируемых организаций;

– сведения, полученные в ходе обработки, систематизации и анализа данных энергетических паспортов, составленных по результатам обязательных и добровольных энергетических обследований;

– количество и основные результаты обязательных энергетических обследований;

– данные о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в топливно-энергетическом комплексе;

– перечень товаров, работ и услуг, размещение заказов на которые осуществляется для государственных или муниципальных нужд, использование которых требует значительного использования энергоресурсов.

Минэкономразвития:

– информацию о сложившейся практике заключения энергосервисных договоров (контрактов), в том числе энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и об объеме планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации таких договоров (контрактов);

– сведения о наиболее результативных мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

– перспективные направления энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Минрегионразвития:

– данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде, в том числе в рамках деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Министерство промышленности и торговли:

– данные о ходе выполнения требований о наличии в технической документации, прилагаемой к товарам, в маркировке товаров и на их этикетках информации о классах энергетической эффективности товаров;

– перечень продукции и перечень технологических процессов, связанных с использованием энергетических ресурсов и имеющих высокую энергетическую эффективность.

Министерство финансов:

– объемы и направления расходования бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

Министерство образования и науки:

– сведения о наилучших мировых и российских достижениях в области энергосбережения и энергетической эффективности.

Федеральная служба по тарифам:

– требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций.

Роспотребнадзор и Федеральная антимонопольная служба:

– данные о нарушениях при исполнении законодательства Российской Федерации об энергосбережении.

Федеральная служба государственной статистики:

– сведения, полученные в ходе осуществления государственного статистического учета в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая сведения об объемах использования энергетических ресурсов, о затратах на оплату энергетических ресурсов и об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор):

– количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

– средние показатели в области энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений;

– данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов нежилых зданий, строений и сооружений, за которыми ведет наблюдение Ростехнадзор;

– данные о выявленных Ростехнадзором нарушениях законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

Органы государственной власти субъектов федерации:

региональные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации;

– данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

– данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для нужд субъекта Российской Федерации, и объем планируемой экономии энергетических ресурсов при реализации таких договоров (контрактов);

– данные о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

– данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном фонде субъекта Российской Федерации;

нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

– данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;

– данные о формах и объемах осуществляемой субъектом Российской Федерации поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

– установленные органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций.

Органы местного самоуправления:

– муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, информация о ходе их реализации;

муниципальные нормативные акты об энергосбережении и повышении энергетической эффективности;

– данные об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов объектов муниципального жилищного фонда;

– данные о сложившейся практике заключения и исполнения энергосервисных договоров (контрактов), заключенных для муниципальных нужд, и объем планируемой экономии энергетических ресурсов при исполнении таких договоров (контрактов);

– данные о ходе и результатах осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в муниципальном жилищном фонде;

– данные об объеме и о структуре производства, потребления и передачи энергетических ресурсов на территории муниципального образования;

– формы и объем осуществляемой муниципальным образованием поддержки граждан и организаций в осуществлении мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

– установленные органами местного самоуправления в области регулирования тарифов требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, обобщенные по видам деятельности указанных организаций;

– количество зданий, строений и сооружений, вводимых в эксплуатацию в соответствии с требованиями энергетической эффективности;

– средние показатели энергетической эффективности вводимых в эксплуатацию зданий, строений и сооружений;

– данные о выполнении требований об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов жилых домов;

– количество многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию после осуществления строительства, реконструкции или капитального ремонта, относимых к разным классам.

Информация формируется с использованием данных, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Требования по представлению информации:

– на федеральном портале ГИС информация представляется в обобщенном виде;

– конкретная информация, по состоянию энергосбережения и энергоэффективности в субъектах федерации и муниципальных образованиях, представляется на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов федерации и муниципалитетов;

– информация на федеральном портале и региональных сайтах должна обновляться не реже, чем 1 раз в квартал. Доступ к опубликованной информации свободный;

информационные ресурсы ГИС должны быть интегрированы с государственной информационной системой «Управление».

Финансирование создания и обеспечение деятельности ГИС на федеральном уровне осуществлено за счет средств федерального бюджета без изменения штатной численности министерств и ведомств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: