double arrow

Введение. по теме №1: «Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений»

ЛЕКЦИЯ

по теме №1: «Правовые и организационные основы деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений»

(для курсантов очного отделения по специальности 030501.65 –

«Юриспруденция», по специальности 030505.65 – «Правоохранительная деятельность»)

Время: 2 часа

Подготовил:

преподаватель кафедры уголовного права, криминологии

кандидат юридических наук,

майор милиции Гордеев А.Ю.

Обсуждена и одобрена на заседании предметно-методической

секции кафедры 6 октября 2009 г.

Протокол № 2.

Белгород - 2009


Цели лекции:

Учебная: оказание помощи курсантам, в овладении теоретическими знаниями о понятии и сущности уголовной политики, как одного из направлений государственной политики предупреждения преступлений. Оказание помощи в уяснении основных терминов предупредительно-профилактической политики государства, современного состояния концепции предупреждения преступлений, виктимологической профилактике, социальной обусловленности и научной обоснованности этих понятий.

Воспитательная: привитие курсантам убежденности в важности и необходимости усвоении темы лекции для их будущей практической деятельности.

Развивающая: формирование познавательной активности, творческих способностей, навыков самостоятельной работы, развитие профессионального мышления, памяти.

Время: 2 часа

План лекции Время
Вступительная часть  
Учебные вопросы:
1. Понятие, правовое и организационное регулирование деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений.  
2. Виды, формы и методы предупредительной деятельности органов внутренних дел. Классификация мер предупреждения преступлений и административных правонарушений, реализуемых органами внутренних дел.  
3. Особенности предупредительной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел.  
Заключительная часть (подведение итогов)  

Литература:

I. Основная:

1. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

2. Словарь терминов по предупреждению преступлений: Учебно-практическое пособие / Гордеев А.Ю., Бочарникова Л.Н., Александров А.Н. – Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2009.

3. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 734.

4. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропочева. – Спб., - 2005. – 520с.

5. Сальников В.П. Административная деятельность ОВД: Учебник (т. 1-3). СПб., 2003.

6. Кадников Н.Г. Предупредительные меры сотрудников милиции при предотвращении и пресечении преступлений / Предупреждение преступности полицией/милицией: Материалы международного семинара (1-2 декабря 2005 г.). - М.: Московский университет МВД России, изд-во "Щит-М". - С. 78-82.

II. Дополнительная литература:

1. Конституция РФ. - М., - 2009.

2. Уголовный кодекс РФ. – М., - 2009.

3. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., - 2009.

4. Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ. - М., - 2009.

5. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства. 1995. № 33, ст. 3349.

6. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в ред. от 02.03.2007г.). – М., - 2009.

7. Указ президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) "Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации"

8. Директива МВД РФ № 7 от 24.10. 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006 году».

9. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Исходя из того, что преступность - продукт общества, следствие объективно существующих в его жизни противоречий, нереалистичной является задача ее полной ликвидации, окончательного искоренения причин и условий правонарушений. Общество, государство вынуждены мириться с существованием преступности как неизбежным злом. Но они в состоянии контролировать и сдерживать преступность, преодолевать ее наиболее разрушительные тенденции, нейтрализовывать причины и условия, способствующие совершению преступлений, защищать граждан и общественные интересы от преступных посягательств.

Вообще идея о том, что предупреждение преступности должно иметь приоритет перед карательной политикой государства, была высказана еще в глубокой древности (IV в. до н. э., Платон), но ее практическое воплощение произошло сравнительно недавно. Эта идея получила правовую аргументацию в работах юристов классической школы уголовного права (XVIII в.), которые заложили основу новой политики в борьбе с преступностью. Ее суть закрепилась в короткой формуле: "Мудрый законодатель предупредит преступление, чтобы не быть вынужденным наказывать за него".

В деле борьбы с преступностью, предупреждения и профилактики преступлений и иных правонарушений органы внутренних дел занимают особое, центральное место, что предопределяется их предназначением и возможностями. На них возложена обязанность прямого и непосредственного противодействия преступности. Для этого органам внутренних дел предоставлены соответствующие полномочия, их сотрудники получают профессиональную подготовку для решения задач предупреждения и раскрытия преступлений. В распоряжении органов внутренних дел имеются разнообразные средства и методы противодействия преступности, соответствующая материально-техническая база. Они обладают наиболее полной информацией о преступности, о лицах, от которых можно ожидать совершения преступлений. В соответствии со своей компетенцией органы внутренних дел способны целенаправленно и позитивно воздействовать на значительную часть причин и условий преступности.

В связи с чем, актуальность темы лекцииобъясняется тем, что предупреждение преступлений и административных правонарушений это один из видов деятельности органов внутренних дел, осуществляемой в пределах их компетенции. Кроме того, проблема предупреждение преступлений – определена во всех основных документах, имеющих отношение к борьбе с преступностью. В частности, в ст. 38 Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ 12 мая 2009 г., отмечено, что главными направлениями государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью. А согласно ст. 39 указанного нормативного акта, обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствовать повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

Вместе с тем Конституция, Закон "О милиции", приказы МВД России, говорят о защите жизни, здоровья, прав и свобод личности, всех форм собственности и обеспечения общественной безопасности не только путём раскрытия и расследования преступлений, но, прежде всего, путём предупреждения указанных негативных явлений в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: