Введение 2 страница

Оперативно-розыскные мероприятия используются не в качестве средства, обеспечивающего привлечение лица к уголовной ответственности, а, наоборот, в целях недопущения наступления условий привлечения к ней, т.е. недопущение совершения преступлений.

Вместе с тем, анализ практики показывает, что зачастую подразделения криминальной милиции, осуществляя свою деятельность в условиях сложной оперативной обстановки, в частности, связанных с большим остатком нераскрытых преступлений, сосредотачивают главное внимание на раскрытие преступлений, розыске и задержании лиц, совершивших их, не редко считая специально-криминологическое предупреждение этих деяний делом второстепенным.

Специфика оперативно-розыскной профилактики заключается в том, что её объектом являются именно замышляемые и подготавливаемые преступления. Поэтому качественная объективная оценка оперативной обстановки возможна лишь в результате оперативного анализа всей поступающей в подразделении криминальной милиции информации. Особое значение имеют материалы, добытые с помощью использования средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Виктимологическая профилактика – одно из наиболее важных направлений борьбы с преступностью, когда предупредительные усилия направлены не на преступника, а на жертву. Как правило эта профилактика должна осуществляться одновременно с выявлением лиц, способных встать на преступный путь, и воздействием на них. Ведь очень часто будущие жертвы являются представителями тех же социальных слоев, что и будущие преступники.

По справедливому высказыванию А.И. Алексеева, мероприятия виктимологической профилактики могут быть разделены на две основные группы. К первой относятся меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда; распространение специальных памяток, извещение граждан о типичных действиях преступников, о необходимых мерах личной безопасности, помощь в защите жилища и имущества; проведение разъяснительных бесед, обеспечение порядка в общественных местах и т.д.

Вторую группу составляют меры воздействия на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать в ней внутренние защитные возможности; беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о возможных ситуациях, контроль за поведением потенциальной жертвы, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами и др.

Использование тех или иных конкретных мер виктимологической профилактики зависит от особенностей места, времени, способа совершения возможного преступления, способности потенциальной жертвы оказать противодействие, наличия у соответствующих подразделений криминальной милиции достаточных сил и средств для оказания помощи жертвам.

Завершая рассмотрение этого важного вопроса необходимо подчеркнуть, что крайне важно осуществление специально-предупредительной деятельности в рамках права, закона. Ограничение прав и законных интересов граждан может иметь место только в предусмотренном законом порядке. В специальном предупреждении преступности должно преобладать оказание субъекту необходимой помощи, поддержки.

Вопрос 3. Особенности предупредительной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел.

Участковые уполномоченные милиции [4]:

Проводят ежемесячный анализ складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках, вносят руководству горрайлиноргана внутренних дел предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов милиции.

Осуществляют контроль над своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. В случае невыполнения данных предписаний вносят руководству горрайлиноргана внутренних дел предложения о принятии к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выявляют на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информируют об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции и принимают в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности.

Устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимают к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

Принимают меры превентивного характера в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

Отчитываются не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений.

Участвуют в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности, пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, оружия и боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления принимают меры по усилению их технической укрепленности.

Проводят проверки сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев и осуществляют контроль за соблюдением руководителями юридических лиц правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, принимают к нарушителям меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и информируют о выявленных недостатках подразделения по лицензионно-разрешительной работе, а в случае необходимости - другие подразделение органов внутренних дел.

Участвуют в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдении иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории РФ и из транзитного проезда через территорию РФ.

Привлекают население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений проведению индивидуальных профилактических мероприятий отношении лиц, допускающих правонарушения.

Устанавливают доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.

Выявляют на административном участке брошенный бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимают меры установлению его принадлежности, проводят проверку на предмет нахождения в розыске.

Оказывают содействие сотрудникам криминальной милиции органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

Оказывают содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики.

Проводят разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.

Сотрудники патрульно-постовой службы милиции [5]:

Проверяют самостоятельно либо с участием сотрудников других подразделений органов внутренних дел на маршрутах патрулирования места наиболее вероятного совершения преступлений, укрытия лиц, склонных к совершению преступлений, с целью предупреждения совершения с их стороны общественно опасных деяний, а также места концентрации криминогенного элемента несовершеннолетних, в том числе (групп несовершеннолетних).

Пресекают случаи распития гражданами спиртных напитков, употребления наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах, факты совершения ими мелкого хулиганства, других нарушений общественного порядка.

Выявляют заблудившихся детей и подростков, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних правонарушителей, в том числе, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, ' в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть горрайлиноргана внутренних дел или подразделения по делам несовершеннолетних (если они находятся вне помещения горрайлиноргана внутренних дел).

Выявляют и задерживают в ходе несения службы лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений, скрывающихся от дознания, следствия, суда, отбывания наказания, без вести пропавших.

Оказывают необходимую помощь гражданам, находящимся в беспомощном и опасном для их жизни и здоровья состоянии.

Взаимодействуют с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, выявлению лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе их сбытом.

Принимают все необходимые меры, направленные на предупреждение совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан.

Осуществляют мероприятия по проверке документов в целях выявления лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим и экстремистским организациям, а также незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывные устройства взрывчатые, зажигательные, химические, сильнодействующие ядовитые вещества, наркотические средства и психотропные вещества, террористическую и экстремистскую литературу.

Контролируют на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений.

Осуществляют разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими общественного порядка.

Сотрудники подразделений дознания [6]:

Выявляют при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносят в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер по их устранению.

Направляют информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В трехдневный срок информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет.

Осуществляют профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

Сотрудники подразделений уголовного розыска [7]:

Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.

Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, направленное на выявление преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лицами, ранее судимыми и лицами, ведущими аморальный образ жизни. Принимают участие в проведении совместных комплексных оперативно-профилактических мероприятий.

Осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельности мероприятия, направленные на выявление и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Осуществляют регулярный обмен оперативной и иной информацией, связанной с несовершеннолетними, входящими в организованные группы или преступные сообщества с подразделениями по борьбе с организованной преступностью.

Предоставляют информацию, полученную в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в подразделения по делам несовершеннолетних, относящуюся к их компетенции.

Осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Осуществляют розыск преступников, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших и несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством.

Участвуют в осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

Осуществляют в пределах своей компетенции оперативно- розыскные мероприятия в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и представляющих оперативный интерес.

Сотрудники следственных подразделений [8]:

Устанавливают в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, другие нарушения закона. Вносят в соответствующую организацию, независимо от форм собственности, или должностному лицу представление и контролируют своевременное устранение недостатков.

Направляют в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении о невыполнении должностными лицами предприятий, организаций и учреждений законных требований по устранению указанных в представлении обстоятельств или других нарушений закона.

В трехдневный срок письменно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении, которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет.

При расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних выявляют лиц, вовлекающих их в совершение противоправных деяний, принимают меры к привлечению таких лиц к уголовной ответственности.

Своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.

Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних [9]:

1. Анализируют состояние оперативной обстановки по линии несовер­шеннолетних на обслуживаемой территории, при необходимости - по от­дельным направлениям, не реже 1 раза в полугодие готовят аналитические материалы для информирования о состоянии правопорядка среди несовер­шеннолетних соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

2. Принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общест­венные объединения и религиозные организации по вопросам совершенство­вания работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; устранения причин и условий, спо­собствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовер­шеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей; организации трудоустройства, оздорови­тельного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, дру­гим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершен­нолетних.

3. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение пре­ступлений и (или) антиобщественных действий, или совершающих в отно­шении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родите­лей или иных законных представителей несовершеннолетних и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обя­занности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолет­них, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законо­дательством субъектов Российской Федерации.

4. Проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении состоящих на учете несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необхо­димости предупреждения совершения ими правонарушений.

5. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению не­совершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направля­ют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

6. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадле­жащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

7. Выявляют несовершеннолетних, допускающих употребление спирт­ных напитков, немедицинское потребление наркотических средств, места их концентрации, возможного сбыта, приобретения и потребления наркотиче­ских средств, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в их потребле­ние.

8. Выявляют во время проведения профилактических мероприятий при­надлежность подростков к группам антиобщественного, экстремистского и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их кон­центрации, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий.

9. Проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учреждениях, средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолет­них, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

Сотрудники подразделений информации и общественных связей:

Организуют распространение информации в средствах массовой информации по вопросам предупреждения преступлений.

Подготавливают и проводят встречи для журналистов, пресс-конференции, брифинги, «круглые столы» с участием руководства органов внутренних дел по вопросам предупреждения преступлений.

Сотрудники подразделений органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений, предусмотренные настоящей Инструкцией для соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел, а также проводят оперативно-розыскные и профилактические мероприятия по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности на объектах оперативного обслуживания.

Список литературы:

Основная:

7. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

8. Словарь терминов по предупреждению преступлений: Учебно-практическое пособие / Гордеев А.Ю., Бочарникова Л.Н., Александров А.Н. – Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2009.

9. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2007. – 734.

10. Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Бурлакова, проф. Н.М. Кропочева. – Спб., - 2005. – 520с.

11. Сальников В.П. Административная деятельность ОВД: Учебник (т. 1-3). СПб., 2003.

12. Кадников Н.Г. Предупредительные меры сотрудников милиции при предотвращении и пресечении преступлений / Предупреждение преступности полицией/милицией: Материалы международного семинара (1-2 декабря 2005 г.). - М.: Московский университет МВД России, изд-во "Щит-М". - С. 78-82.

13. Дизер О.А. Организационно-правовые аспекты деятельности специализированных подразделений милиции по предупреждению и пресечению правонарушений в сфере общественной нравственности // Полицейское право. - 2006. - № 1. - С. 9-13.

14. Черненко А.П. Планирование профилактики правонарушений в органах внутренних дел (опыт комплексного анализа). М.: РПА, 2001.

15. Кардашова И.Б. Цели и задачи системы МВД России как субъекта обеспечения национальной безопасности // Российский следователь" – 2006. № 5.

16. Лебедев С.Я. О стратегии предупреждения преступности органами внутренних дел // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации. - М.: ВНИИ МВД России. – 2006.

17. Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика преступлений: организационно-управленческий и правовой аспекты: монография. - М.: Академия управления МВД России, 2005. - 277 с.

18. Варчук Т.В. Виктимологические аспекты криминологической безопасности // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 5. - С. 47-50.

19. Задорожный В.И. Виктимологическая профилактика: новые пути в предупреждении корыстных преступлений органами внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2003. - № 2. - С. 96-104.

20. Тарусова Е. Н. О роли главы государства в предупреждении преступлений // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 2. - С. 93-96.

21. Виневский В. Н. Роль органов внутренних дел в системе профилактики правонарушений // Юридический мир. - 2006. - № 11. - С. 55-58.

22. Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации: материалы Международной научно-практической конференции (ВНИИ МВД России, 14-16 декабря 2005 г.) / отв. ред. С.А. Старостин. - М.: ВНИИ МВД России, 2007. – 604 с.

23. Бочарникова Л.Н. Уголовная политика России на современном этапе // Проблемы формирования уголовной политики России: Материалы региональной научно-практической конференции от 29 октября 2004 г. - Белгород, 2005. - С. 6-9.

24. Галахов С.С. Концептуальные основы предупреждения преступлений оперативными подразделениями органов внутренних дел // Российский следователь. - 2005. - №5. - с.21-27.

25. Герасимов С.И. Концептуальные основы и научно-практические проблемы предупреждения преступности. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. докт. юрид. наук. М., 2001.

26. Волкова Т.Н. О внедрении системы виктимологического воспитания населения // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации. - М.: ВНИИ МВД России. - 2006. - С. 106-109.

27. Глухова А.А. Виктимологическая профилактика как перспективное направление предупреждения преступности и конкретного преступления // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации. - М.: ВНИИ МВД России. - 2006.- С. 9.

28. Шикула И.Р. К вопросу о виктимологической профилактике преступности в России // Профилактическая деятельность государства как одно из основных средств сдерживания преступности в Российской Федерации. - М.: ВНИИ МВД России. - 2006. - С. 110-117.

Дополнительная:

10. Конституция РФ. - М., - 2009.

11. Уголовный кодекс РФ. – М., - 2009.

12. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – М., - 2009.

13. Кодекс РФ об административных правонарушениях РФ. - М., - 2009.

14. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства. 1995. № 33, ст. 3349.

15. Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (в ред. от 02.03.2007г.). – М., - 2009.

16. Указ президента РФ от 17.12.1997 № 1300 (ред. от 10.01.2000) "Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации"

17. Директива МВД РФ № 7 от 24.10. 2005 г. «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2006 году».

18. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

19. Инструкция об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России // Приложение к приказу МВД России от 13.08.2002 г. № 772.

20. Постановление правительства Белгородской обл. от 07.07.2006 № 152-пп "Об утверждении областной комплексной межведомственной целевой программы профилактики правонарушений, борьбы с преступностью, обеспечения безопасности дорожного движения на 2006 - 2012 годы" (вместе с "Положением об областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и безопасности дорожного движения при губернаторе области") // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области. - № 90 – сент. – 2006.


[1] Захаров А.А., Трунцевский Ю.В., Хачатрян А.С. Основные подходы к содержанию и организации деятельности органов внутренних дел по профилактике преступлений и иных правонарушений // Российский следователь. – 2009. - № 8.

[2] А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. - М.:Норма, 2001. С. 242-243.

[3] Большой энциклопедический словарь. Под ред. А.М. Прохорова. Издание 2-ое перер. и доп. - М., 1998. С. 1176.

[4] См.: Приказ МВД России от 16.09.2002 г. № 900 «О мерах по совершенствованию деятельности участковых уполномоченных милиции.

[5] Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 г. № 1026-1; Приказ МВД РФ от 29.01.2008 № 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности".

[6] УПК РФ.

[7] Федеральный закон № 144-ФЗ от 05.07.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

[8] УПК РФ.

[9] Приказ МВД России от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел».

1. Экономикалық ғылымдар жүйесінде басқару ғылымының пәні

2. Менеджменттің теориялық және методологиялық негіздері

1. Нарық және бәсекелестік теорияларын басқару мәселелерімен байланыстыру ақылға қонымды көрінеді, өйткені ашық қатынастағы нарықтық экономиканы нарық құрылымын, оның тетіктерін және елдің бәсекеге қаншалықты жарамды екенін бағалау әдістерін асқан дәлдікпен зерделемейінше қалыптастыру мүмкін емес.

Теорияда да, тәжірибеде де басқару ісі әрдайым халық шаруашылығының әр түрлі деңгейінде нақты әлеуметтік-экономикалық процестерді басқаруды жүзеге асыратын белгілі бір әдістер жиынтығының айрықша мүддесін білдіреді. Көптеген әдістер бар. Алайда басқара білу өнері керекті сәтінде, яғни қажетті кезеңде белгілі бір деңгей мен объекті үшін дұрыс қолданылуы экономиканы қалыпты жұмыс істетіп бір немесе бірнеше әдістерді (тетіктерді) таңдай білуді білдіреді. Нарықтық экономиканы басқару әдістерін таңдай білудің маңызы меншік формаларының маңызынан кем емес. Бұл контекете академик Л.М. Абалкиннің «Өндіріс күші мен тиімділікті арттырудың аса қуатты жылдам қозғаушысына меншік формаларының өздері емес, экономикалық немесе шаруашылық тетіктері жатады. Міне, осылар еркіндікті дамытып, іскерлікке ынталандырып тәуекелдікті тудырады» дейтін ережесі әлдеқайда дұрыс айтылған. Осыған байланысты тиісті басқару әдістерін пайдалану арқылы экономикалық тетіктердің мәнін терең ашып көрсетудің маңызы зор.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: