Экономическая интеграция оказывает самое непосредственное влияние на национальные налоговые системы и национальную налоговую политику стран, входящих в различные торгово-экономические блоки. Единые экономические пространства, образующиеся в результате интеграции национальных хозяйств в региональные торговые объединения, общие рынки, экономические и валютные союзы, имеют своим следствием тесную координацию экономических политик, введение общих принципов регулирования внешней торговли и инвестиций. В налоговой сфере это находит отражение в процессе координации и гармонизации правил налогообложения хозяйствующих субъектов, оперирующих на едином экономическом пространстве, а также в унификации налогов (их типов, величины, правил взимания) стран-членов интеграционной группировки.
Наибольшие успехи в деле гармонизации (координации) налогов достигнуты в настоящее время в Европейском Союзе. Налоги здесь играют не только важнейшую роль в регулировании экономической и социальной политики стран-членов, но они также способствуют координации общеевропейской экономической политики: за счет налоговых отчислений каждого государства-члена ЕС формируется совместный бюджет интеграционного сообщества, реализуются структурные и научно-технические программы.
|
|
Важнейшим фактором, определяющим тенденции налогообложения в развитых государствах, является глобализация мировой экономики. Переход субъектов хозяйствования к экономической системе, в которой основным критерием эффективности производства становится стоимость ресурсов в различных странах, обусловил как ускоренные темпы экономического развития, так и выбор страны - резиденций, которой отдано преимущество на удержание налогов. Налоговая политика любого государства в условиях глобализации и интеграционных процессов строится во взаимосвязи и под определенным влиянием налоговых реформ, проводимых странами - крупными торговыми и экономическими партнерами этого государства. Национальные налоговые системы должны обеспечить выполнение общегосударственных функций, как путем эффективного наполнения государственного бюджета, так и регулированием экономических процессов.
Международное налогообложение представляет собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения. Международные налоговые отношения могут регулироваться в одно-, дву- и многостороннем порядке.
Субъектами международных налоговых отношений выступают: физические лица, субъекты хозяйствования и транснациональные компании, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность и получающие доходы из источников на территории других государств, а также государства и интеграционные экономические образования по отношению к плательщикам налогов и друг другу при разграничении сфер налогообложения и выработке согласованной налоговой политики.
|
|
Объектами международного налогообложения являются внешнеэкономические сделки, активные и пассивные доходы от внешнеэкономических операций.
Принципы организации международного налогообложения включают:
1) обязательность и однократность изъятия налогов;
2) обеспечение равных условий для всех субъектов международного налогообложения;
3) устранение двойного налогообложения;
4) приоритет международного налогового права над национальным законодательством;
5) согласование (гармонизацию) методов и элементов налогообложения.
Элементы международного налогообложения - определенные международным и внутренним налоговыми законодательствами категории и термины, применяемые для разграничения сфер внутреннего и международного налогообложения и взимания налогов (налоговый домициль, резиденты и нерезиденты, постоянные представительства, зависимые и независимые агенты, двойное налогообложение, место осуществления сделки и др.).