Налоги в системе международных экономических отношений

Экономическая интеграция оказывает самое непосредственное влияние на национальные налоговые системы и национальную налоговую политику стран, входящих в различные торгово-экономические блоки. Единые экономические пространства, образующиеся в результате интеграции национальных хозяйств в региональные торговые объединения, общие рынки, экономические и валютные союзы, имеют своим следствием тесную координацию экономических политик, введение общих принципов регулирования внешней торговли и инвестиций. В налоговой сфере это находит отражение в процессе координации и гармонизации правил налогообложения хозяйствующих субъектов, оперирующих на едином экономическом пространстве, а также в унификации налогов (их типов, величины, правил взимания) стран-членов интеграционной группировки.

Наибольшие успехи в деле гармонизации (координации) налогов достигнуты в настоящее время в Европейском Союзе. Налоги здесь играют не только важнейшую роль в регулировании экономической и социальной политики стран-членов, но они также способствуют координации общеевропейской экономической политики: за счет налоговых отчислений каждого государства-члена ЕС формируется совместный бюджет интеграционного сообщества, реализуются структурные и научно-технические программы.

Важнейшим фактором, определяющим тенденции на­логообложения в развитых государствах, является глобализа­ция мировой экономики. Переход субъектов хозяйствования к экономической системе, в которой основным критерием эффек­тивности производства становится стоимость ресурсов в различных странах, обусловил как ускоренные темпы экономичес­кого развития, так и выбор страны - резиденций, которой от­дано преимущество на удержание налогов. Налоговая поли­тика любого государства в условиях глобализации и интеграционных процессов строится во взаимосвязи и под определенным влиянием налоговых реформ, проводимых странами - круп­ными торговыми и экономическими партнерами этого государ­ства. Национальные налоговые системы должны обеспечить выполнение общегосударственных функций, как путем эффек­тивного наполнения государственного бюджета, так и регули­рованием экономических процессов.

Международное налогообложение представляет собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения. Международные налоговые отношения могут регулироваться в одно-, дву- и многостороннем порядке.

Субъектами международных налоговых отношений высту­пают: физические лица, субъекты хозяйствования и трансна­циональные компании, осуществляющие внешнеэкономичес­кую деятельность и получающие доходы из источников на тер­ритории других государств, а также государства и интеграци­онные экономические образования по отношению к плательщи­кам налогов и друг другу при разграничении сфер налогообло­жения и выработке согласованной налоговой политики.

Объектами международного налогообложения являются внешнеэкономические сделки, активные и пассивные доходы от внешнеэкономических операций.

Принципы организации международного налогообложения включают:

1) обязательность и однократность изъятия налогов;

2) обеспечение равных условий для всех субъектов международного налогообложения;

3) устранение двойного налогообложения;

4) приоритет международного налогового права над национальным законодательством;

5) согласование (гармонизацию) методов и элементов налогообложения.

Элементы международного налогообложения - определен­ные международным и внутренним налоговыми законодательст­вами категории и термины, применяемые для разграничения сфер внутреннего и международного налогообложения и взима­ния налогов (налоговый домициль, резиденты и нерезиденты, постоянные представительства, зависимые и независимые аген­ты, двойное налогообложение, место осуществления сделки и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: