Понятие спроса Закон спроса

Из предыдущего анализа уже известно, что стоимость есть потребительская оценка относительного полезного эффекта данного вида блага. В этой оценке заключены интересы потребителей в данном товаре, или СПРОС на какой-нибудь товар.

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, их желание его купить.

Если спросить у студента: «Рыба по курсовой работе нужна?», то девять из десяти воодушевлено спросят: «У кого?». Ответьте: «У такого-то, по 50 баксов». «А-а. Нет, не нужна».

Оказывается, что товар нужен не вообще, а по приемлемой цене, т.е. по цене до определенной границы. С учетом бюджетных ограничений потребителя приходится говорить не об абсолютном спросе вообще, а о платежеспособном спросе.

Платежеспособный спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, подкрепленных доходом (покупательной способностью) потребителя.

Такое определение спроса означает, что потребитель не только хочет, но и может купить этот товар.

Спрос выражается в денежной форме и определяется количеством потребителей, согласных купить товары и услуги по определенным ценам.

С чего начинается путь потребителя к автомобилю, если ему захотелось его купить. Догадаться нетрудно: с анализа цен. Будущий покупатель узнает цены на разные автомобили, на одинаковые автомобили в разных магазинах, сравнивает цены и потребительские качества разных моделей. Нелишне узнать и цены на бензин, запасные части. Надо подумать о покупке гаража. Кроме того, необходимо пристально взглянуть на собственные доходы и прикинуть, сколько времени нельзя есть и пить, чтобы накопить деньги на приглянувшегося «железного коня». Иногда анализ последнего фактора (дохода) приводит к отказу от предполагаемой покупки или изменению ее сроков.

Функция спроса – это взаимосвязь между спросом на товар и определяющими его факторами.

Эта функция может быть представлена в виде

VспрA = f (ЦA, ЦB,…, ЦZ, неценовые факторы),

где VспрA – объем спроса на товар А в единицу времени; ЦA – цена товара А; ЦB,..., ЦZ – цены других товаров; неценовые факторы – доход и уровень благосостояния покупателя, его субъективные вкусы и предпочтения; мнение покупателей о своих перспективах; мода, сезонность потребности, удовлетворяемой данным товаром.

Объем спроса – это то количество товара, которое покупатель готов приобрести при данных условиях в течение определенного промежутка времени (день, месяц, год и т.д.).

Для формирования спроса потребителей на тот или иной товар необходимо уметь воздействовать на них так, чтобы создать у них потребность в данном товаре, сделать ток, чтобы у них возникло неодолимое желание его купить.

Теперь допустим, что все факторы, кроме первого, в данном выражении неизменны, являются постоянными. Тогда объем спроса будет реально зависеть только от изменения одного фактора – ЦЕНЫ. Таким образом, осуществляется переход от общей функции спроса к функции спроса от цены:

VспрA = f (ЦA).

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласен заплатить потребитель при покупке данного количества товара.

Каждый потребитель имеет свою цену спроса на тот или иной товар. Графически зависимость цены спроса от количества товаров выражена в виде кривой спроса.

Кривая спроса показывает, какое количество товара (Vспр) потребители приобрели бы при различных уровнях цены (Ц) (рис.8.1).

количество, Vспр
Цена, Ц
С
С
Рис. 8.1

Как видно из графика, при нормальных условиях возрастание цены приводит к уменьшению спроса на товар. Данную ситуацию можно выразить в виде закона спроса.

Чем больше количество товара, которое необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: