Стабилизационная политика государства

Согласно кейнсианской теории для достижения равновесия при полной занятости государство может воздействовать на общую величину спроса с помощью своей экономиче­ской политики.

Так в случае наличия «разрыва безработицы» государство должно переместить уровень равновесия таким образом, чтобы он совпал с уровнем полной занятости. Это может быть сделано путем повышения совокупного спроса в обществе. На рис. 20.6 показано смещение кривой спроса вверх и соответственно - точки пересечения обеих кривых.

Предложение, спрос
Совокупное предложение
Совокупный спрос после стимулирования государством
Совокупный спрос
Национальный доход
Е1
Е2
НД*
F
Рост национального дохода
45º
Рис. 20.6 Политика экспансии в целях ограничения безработицы

Как же должно поступать государство, чтобы по­высить совокупный спрос в экономике? Это можно сделать, проводя так называемую экспан­сионистскую политику расширения, т. е. увеличивая государственные расходы или снижая налоги.

Рост государственных расходов - путем расширения го­сударственного сектора или за счет увеличения дотаций частным потребителям (пенсий, пособий на де­тей и стипендий на обучение) - повышает покупа­тельную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса. Возросшая покупательная способность в свою очередь приводит к тому, что предприятия могут больше продавать, поэтому им тре­буется принимать на работу больше людей - после чего покупательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является источ­ником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную способность и так далее.

Поэтому в конечном итоге определенное стиму­лирование спроса вызывает больший рост производ­ства, чем тот, который непосредственно повлек за собой первоначальный толчок. Этот эффект называют обычно «эффектом мультипликатора», поскольку пер­воначальный стимул «умножает сам себя».

На рис. 20.6 эффект мультипликатора выражается в том, что общий рост национального дохода больше, чем уве­личение спроса, вызвавшее повышение доходов (при­рост от НД* до F больше, чем прирост от Е1 до Е2).

Снижение налогов действует впринципе таким же образом, поскольку оно также означает повышение покупательной способности. Другой возможный путь воздействия на экономику - стимулирование ин­вестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение произ­водства более дешевым.

Рецепт против инфляции будет в точности про­тивоположным, а именно: рестриктивная политика сдерживания экономики (иногда ее называют «конт­рактивной»). Такая политика снижает покупательную способность населения путем урезания государствен­ных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдержи­вания инвестиций. Тем самым сокращается общий объем спроса, и положение равновесия (рис. 20.7) смещается вниз.

Предложение, спрос
Совокупное предложение
Совокупный спрос после сдерживания государством
Совокупный спрос
Национальный доход
Е2
Е1
НД*
F
Сокращение национального дохода
45º
Рис. 20.7 Политика сдерживания в целях ограничения инфляции

Политика сдерживания также имеет мультиплицирую­щий эффект. Если покупательная способность снижа­ется, люди уже не могут покупать так много товаров и услуг, как раньше. Тем самым уменьшаются доходы тех, кто работает на предприятиях, а часть из них могут оказаться безработными. Это приводит к еще большему сокращению покупательной способности, что вызывает дальнейшее сокращение покупательной способности и так далее. На рис. 26.7 это показано таким образом, что сокращение национального дохода (от НД* до F) больше, чем сокращение спроса (от Е1 до Е2).

20.5 «Дефициты» и «инъекции»

Воздействие государственного сектора и экономи­ческой политики на потоки товаров и платежей воб­ществе может быть также проиллюстрировано с по­мощью схемы взаимодействия субъектов рынка, рассмотренной в Главе 11. Чтобы упростить схему в рис. 20.8 опущены потоки то­варов и услуг; таким образом, в нее включены только потоки платежей.

Рынки потребительских товаров и услуг
Рынки ресурсов
Государство
Домохозяйства
Фирмы
потребительские расходы
выручка
издержки
расходы
расходы
субсидии
дотации
налоги
налоги
Рис. 20.8
денежный доход

Из схемы следует, что государст­венный сектор делает два вида добавок к спросу, ориентированному на товарные рынки. Частично госу­дарственныйсектор сам является покупателем това­ров и услуг (начиная от локомотивов для государст­венных железных дорог и кончая конторской ме­белью для учреждений). Отчасти он выплачивает субсидии (трансферты) домашним хозяйствам (пособия на детей, пенсии и т.п.), что повышает их покупательную способность. Обычно об обоих этих видах добавок к спросу говорят как об «инъекции» покупательной способности в экономику.

Но государственный сектор должен также и фи­нансировать эти расходы. Это делается с помощью налогов, уплачиваемых домашними хозяйствами. Тем самым покупательная способность сокращается. Поэтому обычно в этой связи о налогах говорят как об «утечке» спроса.

Если в государственном секторе имеется избыток- т. е. если он изымает с помощью налогов больше, чем отдает, - изъятие из макроэкономиче­ского оборота становится больше, чем инъекции. В результате происходит сокращение национального продукта и национального дохода.

Если, наоборот, в государственном секторе существует дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает, и что национальный про­дукт и национальный доход увеличиваются.

20.6 Макроэкономическое равновесие: модель «сбережения-инвестиции»

Как рассматривалось, выше национальный доход при его использовании равен сумме расходов на потребление и инвестиции. С другой стороны, произведенный национальный доход можно представить как сумму потребления и сбережения. Таким образом, если

Потребление + Инвестиции = Потребление + Сбережения,

то

Инвестиции = Сбережения.

В данном случае сложность заключается в том, что сбережения и инвестиции зависят от разных факторов: «Сбережения обнаруживают тенденцию к «пассивной» зависимости от дохода, тогда как постоянно меняющиеся инвестиции зависят от «автономных» факторов динамического роста» (Самуэльсон П. Экономика).

Для определения уровня национального дохода, когда сбережения и инвестиции находятся в состоянии равновесия, как обычно, воспользуемся графическим анализом (рис. 20.8).

На оси абсцисс – уровень национального дохода (НД), на оси ординат – сбережения и инвестиции. Линия ИИ означает неизменный объем инвестиций при любом уровне НД. Другими словами, ИИ независимы от НД, заданы автономно. Это важное допущению, или абстракция. В реальной действительности может сложиться и действительно складывается ситуация, когда растущий объем НД приводит к росту инвестиций. Линия Сб-Сб – график склонности к сбережению.

Инвестиции, сбережения
Национальный доход
И
И
Сб
Сб
Е
НД*
F
F
Рис. 20.8 Макроэкономическое равновесие: модель «сбережения-инвестиции»

Графический анализ показывает, что в точке Е линии инвестиций и сбережений пересекаются. Соответственно размер национального дохода НД* и есть тот уровень, на котором сформировалось равновесие между инвестициями и сбережениями.

Но этот уровень НД не обеспечивает полной занятости – линии FF. Эта линия проходит правее точки Е, что является еще одной графической интерпретацией положения Дж.М.Кейнса о том, что равновесие НД может быть и при неполной занятости. Точка НД* означает то состояние равновесия национального дохода, к которому будет стремиться экономика страны всякий раз, когда равновесие между инвестициями и сбережениями будет нарушаться.

Если сбережения окажутся больше инвестиций, то это означает, что масштабы сбережения в обществе превышают масштабы инвестирования. Что же будет происходить в хозяйственной жизни? Часть товарной продукции перестанет находить сбыть, увеличатся товарно-материальный запасы (ведь население сберегает больше, чем это было ранее, в состоянии ИИ = СбСб, люди воздерживаются от потребления). Фирмы, производящие товары, столкнувшись с уменьшившимся спросом, начнут сокращать производство. «Невидимая рука» станет толкать уровень общественного производства и, соответственно, национального дохода в сторону точки НД*. Обратный процесс будет разворачиваться, если линия сбережений окажется ниже линии инвестиций.

Это означает, что намерения бизнеса инвестировать не совпадают со сложившимся уровнем сбережений. Товарно-материальные запасы начнут уменьшаться, а это сигнал для бизнеса, побуждающий расширять производство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: