Согласно кейнсианской теории для достижения равновесия при полной занятости государство может воздействовать на общую величину спроса с помощью своей экономической политики.
Так в случае наличия «разрыва безработицы» государство должно переместить уровень равновесия таким образом, чтобы он совпал с уровнем полной занятости. Это может быть сделано путем повышения совокупного спроса в обществе. На рис. 20.6 показано смещение кривой спроса вверх и соответственно - точки пересечения обеих кривых.
Совокупный спрос после стимулирования государством
|
|
Рост национального дохода
|
|
Рис. 20.6 Политика экспансии в целях ограничения безработицы
|
|
Как же должно поступать государство, чтобы повысить совокупный спрос в экономике? Это можно сделать, проводя так называемую экспансионистскую политику расширения, т. е. увеличивая государственные расходы или снижая налоги.
Рост государственных расходов - путем расширения государственного сектора или за счет увеличения дотаций частным потребителям (пенсий, пособий на детей и стипендий на обучение) - повышает покупательную способность в экономике, а следовательно, и общий объем спроса. Возросшая покупательная способность в свою очередь приводит к тому, что предприятия могут больше продавать, поэтому им требуется принимать на работу больше людей - после чего покупательная способность еще больше растет. Возросшая покупательная способность является источником дополнительного потребления и инвестиций, которые порождают еще большую покупательную способность и так далее.
Поэтому в конечном итоге определенное стимулирование спроса вызывает больший рост производства, чем тот, который непосредственно повлек за собой первоначальный толчок. Этот эффект называют обычно «эффектом мультипликатора», поскольку первоначальный стимул «умножает сам себя».
На рис. 20.6 эффект мультипликатора выражается в том, что общий рост национального дохода больше, чем увеличение спроса, вызвавшее повышение доходов (прирост от НД* до F больше, чем прирост от Е1 до Е2).
Снижение налогов действует впринципе таким же образом, поскольку оно также означает повышение покупательной способности. Другой возможный путь воздействия на экономику - стимулирование инвестиций, например с помощью снижения ставки процента, что делает кредит на расширение производства более дешевым.
Рецепт против инфляции будет в точности противоположным, а именно: рестриктивная политика сдерживания экономики (иногда ее называют «контрактивной»). Такая политика снижает покупательную способность населения путем урезания государственных расходов или повышения налогов. Она может также включать повышение процента в целях сдерживания инвестиций. Тем самым сокращается общий объем спроса, и положение равновесия (рис. 20.7) смещается вниз.
Совокупный спрос после сдерживания государством
|
|
Сокращение национального дохода
|
|
Рис. 20.7 Политика сдерживания в целях ограничения инфляции
|
|
Политика сдерживания также имеет мультиплицирующий эффект. Если покупательная способность снижается, люди уже не могут покупать так много товаров и услуг, как раньше. Тем самым уменьшаются доходы тех, кто работает на предприятиях, а часть из них могут оказаться безработными. Это приводит к еще большему сокращению покупательной способности, что вызывает дальнейшее сокращение покупательной способности и так далее. На рис. 26.7 это показано таким образом, что сокращение национального дохода (от НД* до F) больше, чем сокращение спроса (от Е1 до Е2).
20.5 «Дефициты» и «инъекции»
Воздействие государственного сектора и экономической политики на потоки товаров и платежей вобществе может быть также проиллюстрировано с помощью схемы взаимодействия субъектов рынка, рассмотренной в Главе 11. Чтобы упростить схему в рис. 20.8 опущены потоки товаров и услуг; таким образом, в нее включены только потоки платежей.
Рынки потребительских товаров и услуг
|
|
Из схемы следует, что государственный сектор делает два вида добавок к спросу, ориентированному на товарные рынки. Частично государственныйсектор сам является покупателем товаров и услуг (начиная от локомотивов для государственных железных дорог и кончая конторской мебелью для учреждений). Отчасти он выплачивает субсидии (трансферты) домашним хозяйствам (пособия на детей, пенсии и т.п.), что повышает их покупательную способность. Обычно об обоих этих видах добавок к спросу говорят как об «инъекции» покупательной способности в экономику.
Но государственный сектор должен также и финансировать эти расходы. Это делается с помощью налогов, уплачиваемых домашними хозяйствами. Тем самым покупательная способность сокращается. Поэтому обычно в этой связи о налогах говорят как об «утечке» спроса.
Если в государственном секторе имеется избыток- т. е. если он изымает с помощью налогов больше, чем отдает, - изъятие из макроэкономического оборота становится больше, чем инъекции. В результате происходит сокращение национального продукта и национального дохода.
Если, наоборот, в государственном секторе существует дефицит, т. е. его расходы превышают доходы, инъекции становятся больше, чем изъятия. Это означает, что покупательная способность возрастает, и что национальный продукт и национальный доход увеличиваются.
20.6 Макроэкономическое равновесие: модель «сбережения-инвестиции»
Как рассматривалось, выше национальный доход при его использовании равен сумме расходов на потребление и инвестиции. С другой стороны, произведенный национальный доход можно представить как сумму потребления и сбережения. Таким образом, если
Потребление + Инвестиции = Потребление + Сбережения,
то
Инвестиции = Сбережения.
В данном случае сложность заключается в том, что сбережения и инвестиции зависят от разных факторов: «Сбережения обнаруживают тенденцию к «пассивной» зависимости от дохода, тогда как постоянно меняющиеся инвестиции зависят от «автономных» факторов динамического роста» (Самуэльсон П. Экономика).
Для определения уровня национального дохода, когда сбережения и инвестиции находятся в состоянии равновесия, как обычно, воспользуемся графическим анализом (рис. 20.8).
На оси абсцисс – уровень национального дохода (НД), на оси ординат – сбережения и инвестиции. Линия ИИ означает неизменный объем инвестиций при любом уровне НД. Другими словами, ИИ независимы от НД, заданы автономно. Это важное допущению, или абстракция. В реальной действительности может сложиться и действительно складывается ситуация, когда растущий объем НД приводит к росту инвестиций. Линия Сб-Сб – график склонности к сбережению.
Рис. 20.8 Макроэкономическое равновесие: модель «сбережения-инвестиции»
|
|
Графический анализ показывает, что в точке Е линии инвестиций и сбережений пересекаются. Соответственно размер национального дохода НД* и есть тот уровень, на котором сформировалось равновесие между инвестициями и сбережениями.
Но этот уровень НД не обеспечивает полной занятости – линии FF. Эта линия проходит правее точки Е, что является еще одной графической интерпретацией положения Дж.М.Кейнса о том, что равновесие НД может быть и при неполной занятости. Точка НД* означает то состояние равновесия национального дохода, к которому будет стремиться экономика страны всякий раз, когда равновесие между инвестициями и сбережениями будет нарушаться.
Если сбережения окажутся больше инвестиций, то это означает, что масштабы сбережения в обществе превышают масштабы инвестирования. Что же будет происходить в хозяйственной жизни? Часть товарной продукции перестанет находить сбыть, увеличатся товарно-материальный запасы (ведь население сберегает больше, чем это было ранее, в состоянии ИИ = СбСб, люди воздерживаются от потребления). Фирмы, производящие товары, столкнувшись с уменьшившимся спросом, начнут сокращать производство. «Невидимая рука» станет толкать уровень общественного производства и, соответственно, национального дохода в сторону точки НД*. Обратный процесс будет разворачиваться, если линия сбережений окажется ниже линии инвестиций.
Это означает, что намерения бизнеса инвестировать не совпадают со сложившимся уровнем сбережений. Товарно-материальные запасы начнут уменьшаться, а это сигнал для бизнеса, побуждающий расширять производство.