double arrow

Бюджетные и внебюджетные Фонды

Тема 14

Обособленной частью финансовых ресурсов региона являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые могут быть постоян­но действующими или создаваться на определенный период вре­мени. Создание и организация их деятельности регулируется фе­деральным и региональным законодательством. В субъектах Фе­дерации принимаются как общие законодательные акты, так и специальные законы о создании конкретных фондов.

Бюджетные фонды создаются в составе регионального бюдже­та как обособленные бюджетные средства для:

— целевого финансирования наиболее приоритетных отраслей региональной экономики;

— ликвидации неблагоприятных последствий от возникнове­ния чрезвычайных ситуаций;

— социально-экономических, экологических, научно-техниче­ских и иных значимых для региона программ и мероприятий.

Внебюджетный фонд — обособленная часть финансовых ре­сурсов региона, не входящая в состав регионального бюджета и имеющая самостоятельные источники формирования и целевое направление использования.

В регионах формируются и действуют:

— территориальные подразделения федеральных внебюджет­ных фондов;

— региональные внебюджетные фонды, средства которых яв­ляются региональной собственностью;

— внебюджетные фонды муниципальных образований

Областными внебюджетными фондами являются фонды:

— развития территории области;

— социальной поддержки населения;

— областной администрации;

— экологический;

— развития жилищного строительства и др.;

— местные внебюджетные фонды, образуемые органами мест­ного самоуправления.

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом

§ Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.

§ Дефицит бюджета- это превышение расходов госбюджета над его доходами.

§ Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

§ Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

§ Следует обратить особое внимание на понятие "первичный профицит". Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

§ Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

§ Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Госуда́рственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[ источник не указан 197 дней ] Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.[ источник не указан 197 дней ]

Государственный долг является составляющей более широкого понятия «государственный кредит»

Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга[1]:

§ Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте.

§ Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспортатоваров или новых заимствований.

В случае конвертируемой валюты, все кредиторы (держатели облигаций), как внутренние, так и внешние, имеют равные права, и государственный долг на внутренний и внешний не разделяется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: