1. Понятие и принципы внутреннего рынка
Внутренний рынок – основа объединения стран, входящих в ЕС. Охватывает пространство без внутренних границ, в котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и капиталов, т.о. понятие внутреннего ранка охватывает 4 свободы:
· ооо
Также считается, что понятие внутреннего рынка включает политику в области:
· Сель/хоз
· Транспорт
· Торговля
·
Употребляя термин свобода следует отметить:
· Каждая из вышеуказанных свобод является принципом внутреннего ранка ЕС, без которого он не смог бы существовать
· В узком значении каждая из свобод означает определенное субъективное право граждан ЕС, а также юр лиц, зарегистрированных на территориях государств-членов, а в некоторых случаях иностранцев
· Со временем в праве ЕС термин свобода стал употребляться в более широком смысл и стал означать весь комплекс пав и обязанностей, связанных с такими свободами, причем закрепленных как в нормативных актах ЕС и государств-членов, так и в решениях суда ЕС.
|
|
2. Свобода передвижения товаров.
Средства достижения свободного передвижения товаров:
· Создание таможенного союза
· Устранение всех количественных ограничений и мер аналогичного характера между государствами–членами ЕС. Эти нормы распространяются на следующие товары:
- происходящие из государств-членов
- товары из 3 государств, которые находятся в свободном распра..
Товар – любые изделия, которые имеют денежный эквивалент и могут являться предметом торговой сделки.
Образование таможенного союза означало: Запрет взимания таможенных пошлин и равнозначных сборов между государствами-членами ЕС, а также установление единого таможенного тарифа для 3 стран.
Любое количественное ограничение – это квота (мероприятие, которое полностью или частично запрещает ввоз, вывоз или транзит товаров). Понятие меры аналогичного характера выведены на основании следующих теорий и решений суда:
· Теория эффекта – меры аналогичного характера – это все препятствия административно-технического характера, которые имеют своим результатом ограничение торговли между государствами-членами
· Dassonville – суд постановил, что Бельгия не имела право запрещать импорт из Франции шотландского виски, у которого отсутствовал сертификат- происхождения, выданный органами страны – производителя, поскольку виски уже на законных основаниях находилось в свободном обращении во Франции. Решение суда определило в качестве мер, имеющих эффект, равнозначный количественным ограничениям, как любые торговые правила, принятые государствами-членами, которые способны прямо или косвенно в настоящий момент или потенциально затруднить торговлю внутри ЕС. В этом же деле суд признал, что торговые правила, принимаемые государствами членами для защиты потребителей должны быть разумными, должны не действовать в качестве затруднений в торговле между государствами-членами и должны быть доступны всем гражданам ЕС. Кроме того торговые правила не должны являться способами произвольной дискриминации или замаскированными ограничениями на торговлю между государствами-членами.
|
|
· формула Cassis – суть решения суда – если товар законно произведен в одном государстве члене ЕС, он может свободно продавать в другом государстве члене ЕС, даже если не соответствует его национальным стандартам. Суд признал незаконными требования немецкого законодательства о минимальном содержании алкоголя в ликерах, на том основании, что эти требования не соответствуют тесту разумности (тест Cassis). Суд также постановил, что государства-члены могут принимать разумные и пропорциональные меры для обеспечения защиты интересов общества.
· Решение по делу Keck – в решении по этому делу суд воспротивился попыткам использовать свободу обращения товаров для устранения любых ограничений в хозяйственной деятельности, в том числе на прямую с товарами не связанные. В решении по этому делу суд ЕС провел четкие границы между доступом товаров на рынок государства-члена и последующим сбытом товара (в первом случае запрещается как дискриминация, так и иные ограничения, во втором – запрещается только дискриминация).
Исключения, когда допускается введение квот ст. 36 Лиссабонского договора:
· Общественная мораль, общественный порядок и общественная безопасность
· Охрана здоровья и жизни животных
· Сохранение растений
· Защита национальных сокровищ
· Защита промышленной и коммерческой собственности
3. Свобода передвижения лиц
Состоит из нескольких блоков норм:
· Свобода передвижения неработающих граждан ЕС с цель проживания
· Свобода передвижения трудящихся, а также членов их семей
· Регулирующие свободу передвижения иных лиц, не являющихся гражданами ЕС
· Шенгенские соглашения
· Свобода учреждения (вариант свободы передвижения, но для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц).
Свобода передвижения работников включает 2 аспекта:
· Запрет явной дискриминации
· Запрет скрытой дискриминации
Права работников:
· Предлагать свою кандидатуру на вакантные мета в любом государстве-члене ЕС
· Пребывать в любом государстве-члене с целью поиска работы
· Пребывать в любом государстве-члене в связи с осуществлением трудовой деятельности и после ее окончания
· Право требовать равных условий труда
Сфера действия свободы передвижения работников по кругу лиц:
· Пенсионеров
· Студенты Е вузов.
Исключения:
· Рабочие места связаны с осуществления публичной власти
· В целях обеспечения общественного порядка, безопасности…
· В связи с незнанием иностранного языка
Свобода оказания услуг – содержание этой свободы сводится к праву разовой осуществлению деятельности в любом государстве-члене, а также запрет явной и скрытой дискриминации услугодателя по признаку гражданства и мусту нахождения и запрет иных ограничений, имеющих неблагоприятные последствия.
При разграничении свободы оказания услуг и свободы учреждения используют следующие критерии:
· Ограниченность во времени
· Систематичность осуществляемой деятельности
· Место нахождения центра управления
Свода учреждения и свобода оказания услуг являются взаимоисключающими (т.е. определенная деятельность является либо перемещением лица в другое государство непосредственно для осуществления предпринимательства, либо предоставлением услуг). Компания признается обосновавшейся в другом государстве, если имеет постоянное учреждение, которое позволяет ей эффективно участвовать в хозяйственном обороте и на территории другого государства-члена ЕС, при этом недостаточно иметь лишь почтовый адрес, банковский счет и почтовый номер.
|
|
Проблема разграничения свободы учреждения и свободы предоставления услуг возникает в случае, когда лицо, предоставляющее услуги должно обосноваться на территории другого государства для выполнения заказа. Разграничение вышеуказанных свобод может осуществляться в зависимости от вида деятельности.
Условия, для применения норм о свободе оказания услуг:
· Деятельность не подпадает под действие норм о свободе перемещения товаров, лиц и капиталов
· Деятельность является экономической (коммерческой)
· Деятельность пересекает границу
Сфера действия по кругу лиц:
· В отношении кого распространяется эта свобода – физические лица, имеющие пос…, юр лица, имеющие место нахождения на территории одного из государств-членов ЕС, на основании решения совета это могут быть граждане из 3 государств, имеющие постоянную работу на территории ЕС
Свобода передвижения капталов и платежей
Движение капиталов – тренсфер имущественных ценностей…
Движение платежей – тренсфер денег..
Содержание этой свободы сводится к 3 запретам:
· Запрет передвижений между государствами-членами
· Запрет свободы передвижений капиталов и платежей между государствами-членами и 3 странами
· Запрет систематического контроля за движением капитала
Свобода распространяется на все платежи, осуществляемые в границах ЕС. Ограничение свободы могут иметь место, когда это необходимо в целях налогообложения, общественной безопасности и др.