1. Характерные признаки компетенции ЕС
Источники учредительные договора
Компетенция – это общеправовая категория, которая включает2 составляющие:
1. Предмет ведения – круг вопросов, в отношении которых ЕС может принимать норм акты и иные решения
2. Полномочия ЕС – совокупность прав и обязанностей союза в лице его институтов и органов, при осуществлении определенных действий в рамках предметоведения
Характерные черты компетенции ЕС
1. Является властной, проявляется в том, что ЕС имеет право принимать норм акты и обязательные решения, которые носят императивный характер
2. Общей тенденцией развития компетенции ЕС является расширение предметов ведения и углубление полномочий
3. Производный характер компетенции – государства-члены наделили ЕС компетенцией
4. Компетенция ЕС не однородна по структуре, т.е. вирируется в зависимости от предмета ведения
Самый большой объем компетенции у ЕС в сфере наднационального сотрудничества
2. Соотношение компетенции ЕС и государств-членов
|
|
Виды компетенции:
1. Исключительная – вопросы, кот полностью изъяты из ведения государств –членов
· Установление пошлин общего таможенного тарифа и другие вопросы таможенного союза в рамках ЕС
· Установление правил конкуренции, необходимых для функционирования единого внутреннего рынка ЕС
· Денежная политика в отношении государств-членов перешедших на евро
· Установление квот на рыболовство и другие вопросы сохранения морских биоресурсов в рамках политик по вопросам рыболовства как особого направления общей сель/хоз политики ЕС
· Общая торговая политика, включая установление антидемпинговых пошлин и других защитных мер в отношении продукции из 3 стран.
К исключительной компетенции ЕС также отнесено заключение международных соглашений по вопросам, вытекающим из реализации его внутриполитической компетенции
2. Совместная (смешанная) – государства вправе самостоятельно принимать акты, однако только лишь в случае, если ЕС не воспользовался своей компетенцией или прекратил ее осуществление, при этом в случае противоречия национального норм акта и акта ЕС, преимущество будет иметь акт ЕС
Сферы:
· Сф
· Экономическое, территориальное сплочение
· Внутренний рынок
· Сель/хоз
· Защита потребителей
· Транспорт
· Энергия
· Пространство свободы, безопасности правосудия
3. Компетенция, осуществлять деятельность, направленную на поддержку, координацию или дополнение деятельности государств-членов – роль ЕС сводится к поддержке, в том числе финансовой и координации мероприятий, проводимых государствами-членами (рекомендации, программы, обсуждение общих проблем). Государства-члены ЕС сохраняют все полноту законодательной власти.
|
|
Сферы
· Здравоохранение
· Повышение ку
· Культура
· Туризм
· Образование
· Гражданская оборона
· Координация административного сотрудничества при реализации права ЕС
3. Классификация предметов ведения и сфер деятельности
До вступления в силу Лиссабонского договора такая классификация базировалась на структуре 3 опор. Сейчас в основу классификации положен географический критерий.
Виды классификаций
1. внутренняя – общественные отношения, которые складываются в пределах ЕС (внутренний рынок, образование)
2. внешние – отношения ЕС в целом с государствами, не входящими в его состав, а также с международными организациями
3. отношения с заморскими странами и территориями (как правило с бывшими колониальными владениями и территориями государств-членов)
4. Принципы, определяющие соотношение компетенции:
· Законность – деятельность ЕС должна осуществляться в рамках целей и полномочий, зафиксированных в учредительных документах, институты ЕС не вправе самостоятельно определять компетенцию. В рамках принципа законности был выработан принцип подразумеваемых полномочий – предоставленные полномочия подразумеваемых наличие других полномочий, которые разумно необходимы для реализации 1ых
· Принцип субсидиарности – этот принцип не распостраняется на исключительную компетенцию ЕС
· Пропорциональности – распространяет свое действие на государства-члены ЕС, когда последние применяют разрешенные правом ЕС ограничения (ограничили свободу передвижения по соображениям общественного порядка). Подобные ограничения должны быть соразмерны цели, которая ставится
· Принцип наделения компетенцией – в силу того, что государства-члены предоставили компетенцию ЕС в своей деятельности, союз не должен выходить за рамки предоставленной компетенции. Компетенция, не закрепленная за ЕС в учредительных документах, сохраняется за государствами-членами.
Контроль за соблюдением этих принципов осуществляет преимущественно Е парламент
Группы полномочий ЕС
· Законодательные – издание НПА институтами ЕС, законодательными полномочиями наделены Е совет и Е парламент, в сфере экономического и валютного сотрудничества Е центрбанк. Е комиссия принимает акты только на основании делегированных полномочий, однако Е комиссии принадлежит законодательная инициатива
· Исполнительно-распорядительные – реализуются посредствам принятия индивидуальных решений. Основной орган, который принимает такие решения – Е комиссия в состав которой входят отдельные агентства, комитеты: по безопасности продуктов, экономической безопасности.
· Юрисдикционные полномочия – реализуются путем принятия решений судом ЕС, трибуналом 1 инстанции и палатами.
· Контрольные полномочия – полномочия по осуществлению проверки исполнения норм права. Основной институт, на котором лежат контрольные задачи – счетная палата (контроль за исполнением бюджета). Амбутсман следит за соблюдением законности в деятельности институтов.
· Внешнеполитические – основные функции осуществляет Е комиссия, формирует представительства в 3их странах, проводит переговоры по вопросам заключения международных соглашений.
· Полномочия по принятию рекомендательных и поощрительных мер – существуют специализированные фонды, в том числе социальные и фонды регионального развития.
6. Компетенция ЕС и
С принятием Лиссабонского договора ЕС стал субъектом на международной арене т.е. сам союз вправе заключать от своего имени международные соглашения.
Основные черты
· Основной правовой акт, которым оформляются мероприятия по ОВПБ - решения. Институты, ответственные за реализацию ОВПБ - Е совет, совет европы
|
|
· Учрежден пост верховного представителя по иностранным делам и политики безопасности
· Учреждена Е служба внешнеполитической деятельности, создано Е оборонное агентство.
7. Основные черты пространства свободы, безопасности и правосудия:
Основные сферы сотрудничества:
· Сотрудничество полиции и судов по уголовным делам – содержание сотрудничества – меры по борьбе с преступностью, в особенности терроризмом, торговлей людьми, преступления против детей. Предусмотрена возможность сближения законодательства стран – членов… Обязанность государств-участников ЕС по поддержанию общественного порядка не затрагиваются данной сферой.
· Визовое и миграционное сотрудничество, а также право убежища - В 2009 году советом был одобрен регламент об общих правил и условиях выдачи краткосрочных виз, данный регламент утвердил визовый кодекс ЕС.
· Сотрудничество судов по гражданским делам – находится в связи с экономической интеграции по средствам внутреннего рынка. Распространяется на действие в сферах подсудности и признании и исполнения решений по гражданским и хозяйственным делам, передачей документов и доказательств по гражданским и хозяйственным делам.
С принятием Лиссабонского договора расширены полномочия ЕВРОЮСТа – европейское подразделение по судебному взаимодействию. Основные задачи – улучшение координации сотрудничества национальных органов уголовного преследования, а также поддержка такой координации. Лиссабонский договор расширил полномочия ЕВРОЮСТа. Сейчас на ЕВРОЮСТ могут быть возложены полномочия по возбуждению уголовных дел, которые будут расследоваться национальными органами уголовного преследования, особенно в сфере финансовых преступлений против ЕС. Лиссабонский договор предусмотрел создание Е прокуратуры, которая должна совместно с ЕВРОПОЛом проводить расследования и направлять уголовные дела в суды государств-участников по подсудности (ранее этим занимались национальные прокуратуры).
|
|
Также расширены полномочия ЕВРОПОЛа – Европейское полицейское бюро. Сотрудники ЕВРОПОЛа могут в определенных случаях проводить отдельные следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия совместно с сотрудниками национальных органов уголовного преследования, при этом применение принудительных мер допускается только компетентными национальными учреждениями.
8. Расширение компетенции ЕС
Лиссабонский договор признал за ЕС полномочия осуществлять политику и проводить мероприятия в след областях:
· Спорт
· Космос
· Туризм
· Энергия
· Гражданская оборона
· Гуманитарная помощь 3 странам
Уполномочивающие статьи в учредительных документах ЕС именуются в доктрине «правовыми базами», число которых продолжает увеличиваться с каждой очередной реформой. Однако, даже при подобном многообразии возникает риск того, что новые проблемы, возникающие в ходе Е интеграции, окажутся неохваченными имеющимися правовыми базами, ввиду чего учредительные документы ЕС были включены специальные статьи, закрепляющие дополнительные (резервные) полномочия ЕС.