double arrow

Вопрос 5. Система контроля и мотивации реализации решений

Вопрос 4.Требования к оформлению решений

Вопрос 3. Методы оптимизации решений

Вопрос 2. Информационное обеспечение процесса разработки решений

Вопрос 1.Этапы и организация процесса разработки решений

Тема 3. Технология разработки и реализации управленческих решений

1. Этапы и организация процесса разработки решений

Технология — совокупность методов и средств преобразования исходных материальных ресурсов, информации и других компо­нентов "входа" системы в товар и другие компоненты ее "выхода". Основной вопрос, на который дает ответ технология, — как делать, каким способом.

К про­цессу разработки управленческого решения предъявляются следующие требования:

• качество процесса, определяемое профессионализмом лиц, при­нимающих решения (ЛПР), качеством технических средств для при­нятия решении, должно быть не ниже качества "входа" системы;

• организация процесса разработки управленческого решения должна отвечать принципам пропорциональности, непрерывности, параллельности, прямоточности, автоматичности, ритмичности, спе­циализации;

• длительность и стоимость процесса разработки управленчес­кого решения должны быть минимальными, при условии соответ­ствия уровня качества решения предъявляемым требованиям.

Организация процесса разработки управленческого решения представляет собой увязанный по целям, ресурсам, исполнителям, срокам, технологиям и в пространстве комплекс работ по разработ­ке решения, контроль и координацию их выполнения.

Организация разработки управленческого решения представ­ляет собой сложный комплекс работ, охватывающий такие аспек­ты, как:

• мысленное представление процесса познания элементов тех­нологии и организации;

• формулирование требований к качеству решений;

• определение количества и структуры этапов и операций про­цесса разработки решений;

• разработка блок-схемы (алгоритма) принятия решения;

• анализ и прогнозирование изменяющихся параметров внеш­ней среды и объекта (предмета, проблемы) управленческого реше­ния и его экономическое обоснование;

• организация выполнения решения.

Рассмотрим вкратце перечисленные аспекты.

Процесс познания категории "управленческое решение" завер­шается формулированием вопросов, на которые должны быть даны ответы после завершения разработки решения. Повторим эти 11 вопросов: для чего делать; что делать; как делать; кому делать; с какими затратами делать; в каком количестве делать; в какие сроки делать; где делать; кому и когда поставлять; по какой цене постав­лять; что это даст инвестору и обществу в целом?

Следующий аспект организации разработки управленческого решения — формулирование требований к качеству решения. В теме 1 был сформулирован весь набор требований к качеству управленческих решений, охватывающих параметры качества, ус­ловия обеспечения качества и 8 факторов сопоставимости альтер­нативных вариантов управленческих решений. Эти параметры, ус­ловия и факторы сформулированы к наиболее качественному, и соответственно дорогому рациональному решению. В конкретной ситуации количество учитываемых факторов сопоставимости может быть меньше восьми.

Этапы и операции процесса принятия решения следующие:

1) выявление управленческой проблемы или задачи;

2) предварительная постановка цели;

3) сбор необходимой информации;

4) анализ информации;

5) определение исходных характеристик проблемы с учетом на­кладывания ограничений;

6) уточнение цели и критерия управления, окончательная их формулировка;

7) обоснование и построение формализованной модели проблем­ной ситуации;

8) разработка альтернативных вариантов решения проблемы;

9) выбор метода решения;

10) экономическое обоснование выбранного решения;

11) согласование решения с органами управления и исполнителями;

12) окончательное оформление и утверждение решения;

13) организация выполнения решения;

14) контроль выполнения решения;

15) стимулирование повышения качества работ, экономии ре­сурсов и соблюдения сроков;

16) установление обратной связи с лицом, принимающим реше­ние, и, при необходимости, корректировка цели и задач.

Процесс разработки управленческого решения относится к раз­ряду управленческих процессов. Напомним, что аналогично произ­водственным процессам на основные, вспомогательные и обслужи­вающие подразделяются управленческие процессы. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческое решение, ин­формация, нормативно-технический или управленческий документ. Если операция направлена на изменение любого параметра управ­ленческого предмета труда, то этот процесс будет основным. К об­служивающим управленческим процессам относятся процессы по накоплению, контролю и передаче предмета труда. К вспомогатель­ным — все те, которые создают нормальные условия для протека­ния основных и обслуживающих процессов: изготовление, приоб­ретение или ремонт средств технического оснащения и т.п.

Управленческие процессы проектируются. В основе проектирования управленческих процессов используется процедура подготовки управленческих решений и тип(вид)управленческого процесса (основной, вспомогательный, обслуживающий)

При проектировании процессов управления важно учитывать принципы рациональной организации: пропорциональность, непрерывность, параллель­ность, прямоточность, ритмичность, а также концентрация однород­ных предметов труда (деталей, информации, документов и т.п.) в одном месте, гибкость процесса.

Пропорциональность — принцип, выполнение которого обеспе­чивает равную пропускную способность разных рабочих мест одно­го процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест инфор­мацией, материальными ресурсами, кадрами и т.д.

Непрерывность — принцип рациональной организации процес­сов, определяемый отношением рабочего времени к общей продол­жительности процесса.

Параллельность — принцип рациональной организации про­цессов, характеризующий степень совмещения операций во време­ни. Виды сочетаний операций: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное.

Прямоточность — принцип рациональной организации процес­сов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п. Его можно измерить отношением времени подготовки решения в условиях эффективной технологии к фактическому времени

Ритмичность — принцип рациональной организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.

Для оптимизации продолжительности этапов (операций) и рас­пределения ресурсов, а также для обеспечения ее наглядности ре­комендуется применять сетевые методы. Для увязки работ и испол­нителей рекомендуется строить оперограммы.

2. Информационное обеспечение процесса разработки решений

Информационное обеспечение — одно из важнейших обеспечи­вающих функций, качество которой является определяющим факто­ром обоснованности принимаемого решения и эффективности функ­ционирования системы менеджмента. В динамике информационное обеспечение как процесс входит в понятие коммуникация. Поэтому сначала рассмотрим это понятие по источнику.

Коммуникация — это обмен информацией, на основе которого руководство получает информацию, необходимую для принятия эф­фективных решений и доводит принятые решения до работников фирмы. Коммуникация — это сложный процесс, состоящий из взаи­мосвязанных шагов. Каждый из этих шагов очень нужен для того, чтобы сделать наши мысли понятными другому лицу. Каждый шаг — это пункт, в котором, если мы будем небрежны и не будем думать о том, что делаем, смысл может быть утрачен. Обмен информацией представляет одну из самых сложных проблем на любом уровне иерархии.

В процессе обмена информацией можно выделить четыре базо­вых элемента:

1. Отправитель — лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее.

2. Сообщение — собственно информация, закодированная с по­мощью символов.

3. Канал — средство передачи информации.

4. Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

При обмене информацией отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов. Их задача — составить сообще­ние и использовать канал для его передачи таким образом, чтобы обе стороны поняли и разделили исходную идею. Это трудно, ибо каждый этап является одновременно точкой, в которой смысл мо­жет быть искажен или полностью утрачен.

Предлагается следующая классификация информации:

1) по объекту — показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-техни­ческого уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и др.;

2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента — информация по целевой подсистеме, научному обоснованию систе­мы, экономике менеджмента, функциональной и обеспечивающей подсистемам, внешней среде системы, управляющей подсистеме;

3) по форме передачи — вербальная (словесная) информация и невербальная;

4) по изменчивости во времени — условно-постоянная и услов­но-переменная (недолговечная);

5) по способу передачи — спутниковая, электронная, телефон­ная, письменная и др.;

6) по режиму передачи — в нерегламентируемые сроки, по зап­росу и принудительно в определенные сроки;

7) по назначению — экономическая, техническая, социальная, организационная и др.;

8) по стадии жизненного цикла объекта — по стадии стратеги­ческого маркетинга, НИОКР, организационно-технологической под­готовке производства и т.д. до списания;

9) по отношению объекта управления к субъекту — между фир­мой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

Знание признаков классификации информации используется при ее кодиро­вании.

Основные требования к качеству информации: своевременность; достоверность (с определенной вероятностью); достаточность; надежность (с определенной степенью риска); комплексность системы информации; адресность; правовая корректность информации; многократность использования; высокая скорость сбора, обработки и передачи; возможность кодирования; актуальность информации.

Организация массива информации. Информационный мас­сив — это упорядоченная по определенным признакам совокуп­ность всех видов информации, используемой органами для выра­ботки управляющих воздействий. Цель создания массива информации — повысить эффективность управления за счет рациональной систематизации информации, правильного ее распределения по уровням управления в соответ­ствии с характером решаемых задач.

Информационный массив должен обеспечивать:

• прямое обращение потребителей к хранимой информации и возможность многократного ее использования;

• наиболее полное удовлетворение информационных потребнос­тей органов управления на всех уровнях;

• оперативный поиск и выдачу информации по запросу;

• предохранение информации от искажений;

• защиту от несанкционированного доступа к информации.

Организация потоков информации. Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источни­ков до потребителей.

Рационализация потоков информации имеет цель исключить дуб­лирование информации, минимизировать маршруты ее прохожде­ния и обеспечить рациональный обмен информацией между орга­нами управления.

Информационный поток характеризуется адресностью (наличи­ем источника и потребителя информации), режимом (регламентом) передачи от источника до потребителя и объемом передаваемой информации. По режиму передачи информация может подразделяться на по­ступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую. Объем информации — количественная характеристика, измеря­емая с помощью условных единиц информации (биты, слова, сооб­щения, знаки, буквы, листы и др.).

Важнейшим этапом формирования информационного обеспече­ния является организация технологического процесса переработки информации с помощью новых информационных технологий (НИТ).

Новые информационные технологии включают:

1. новые технологии коммуникаций на основе локальных и рас­пределительных сетей ЭВМ;

2. новые технологии обработки информации на основе персо­нальных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;

3. технологии, исключающие бумагу как основной носитель ин­формации;

4. новые технологии принятия решений на основе средств ис­кусственного интеллекта - баз знаний, экспертных систем, сис­тем моделирования с различными формами представления модели­руемых ситуаций и т.п.

Внедрение новых информационных технологий в управленчес­кую деятельность преследует не только автоматизацию рутинных методов обработки информации, но и организацию информацион­но-коммуникативного процесса на качественно новом уровне.

О широких возможностях новых информационных технологий можно судить по перечню функций, которые обеспечиваются в ре­зультате ее внедрения. Функции новых информационных технологий: о бщая обработка документов, их верификация и оформление, локальное хранение документов, обеспечение сквозной доступности документов без их дублирования на бумаге, дистанционная и совместная работа служащих над документом, поддержка способов общения, не покидая привычной обстановки рабочего места, персональная обработка данных, составление, воспроизведение и полиграфическое размножение документов, объединение электронной и вербальной коммуникации, обмен информацией между базами данных, ввод данных или форм, ведение персональных баз данных, генерация отчетов по обработке данных, управление ресурсами, контроль исполнения, управление личным временем, контроль автоматической корреспонденции, поддержка технического и профессионального инструктажа служащих и др.

3. Методы оптимизации решений

Оптимизация решения — это процесс перебора множества фак­торов, влияющих на результат. Оптимальное решение — это выб­ранное по какому-либо критерию оптимизации наиболее эффективное из всех альтернативных вариантов решение. Поскольку процесс оптимизации дорогостоящий, то ее целесооб­разно применять при решении стратегических и тактических задач любой подсистемы системы менеджмента. Оперативные задачи дол­жны решаться с применением, как правило, простых, эвристичес­ких методов.

Методы оптимизации: анализ; прогнозирование; моделирование, которое, в свою очередь, делится на логичес­кое, физическое и экономико-математическое моделирование.

Рассмотрим подробнее эти методы. На логической модели анализа факторов снижения качества про­дукции (рис. 3.5) взято только два уровня моделирования: на 1-м уров­не — машины, человек,материалы, методы; на 2-м уров­не — факторы, влияющие на 1-й уровень. Подобные модели могут иметь больше уровней и ориентированы на любой (положительный — улучшение или отрицательный — снижение, ухудшение) результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: