Доходы конкурентной фирмы

Признаки совершенной конкуренции

Лекция №6. Фирма в условиях совершенной конкуренции.

План лекции:

1. Признаки совершенной конкуренции.

2. Доход конкурентной фирмы.

3. Равновесие фирмы.

Совершенная конкуренция – рыночная структура, при которой покупателей и продавцов на столько много, что ни один из них не в состоянии повлиять на рыночную цену.

Взаимность влияния одних экономических агентов на других. Цена товара на совершенно-конкурентном рынке определяется только совокупным рыночным спросом и рыночным совокупным предложением. Отдельные же продавцы и покупатели принимают эту цену как данность и так как они не могут ничего изменить, они просто приспосабливаются к ней.

Признаки конкурентного рынка:

1. Каждый из очень большого числа продавцов и покупателей занимает столь малую долю рынка, что не может своим поведением изменить рыночную цену.

2. Предполагает полную однородность продукции, то есть отсутствие торговых марок. Продукция разных производителей может считаться одинаковой. Считает, что абсолютно одинаковый товар и продавцы абсолютно одинаковы в глазах покупателей.

3. Возможность свободного входа в рынок и ухода из него. Считается, что любые барьеры на пути вступления в рынок отсутствуют и также не никаких преград на пути выхода из рынка.

4. Совершенное знание рынка продавцами и покупателями. Считается, что затраты как покупателей, так и продавцов на поиск рыночной информации равны 0.

Валовой доход или выручка фирмы – это произведение цены товара на объем выпуска или реализации. Валовой доход – TR, цена товара – P, объем выпуска – Q.

TR=Q*P

Средний доход фирмы – это частное от деления выручки на объем реализации. Следовательно, средний доход – это просто иное название цены товара. В условиях совершенной конкуренции цена определяется рынком, а отдельная фирма, которая занимает малую роль на рынке, принимает ее как заданную и фирма является ценополучаетелем. То есть уже продукт продается по фиксированной цене. Функция выручки конкурентной фирмы от выпуска линейна, причем tg угла наклона равен цене товара. С изменением цены товара, наклон возрастает. Если цена товара будет снижаться, то TR2 будет смещается вниз.

Предельный доход фирм – приращение валового дохода при увеличении продажи на одну единицу.

MR=dTR/dQ

Предельный доход – это дополнительный доход, который получает фирма от производства дополнительной единицы продукции. Поскольку цена задается рынком, а фирма может продать любое количество продукции по этой цене, то кривая рыночного спроса будет представлять собой горизонтальную линию, но при малейшем увеличении спроса цены, спрос на ее товары падает.

Предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара.

MR=P

Пусть магазин продает воду по 10рублей за бутылку, это значит что каждая проданная бутылка увеличивает доход магазина ровно на 10рублей.

Таблица. Выручка и доход конкурентной фирмы.

Q P TR MR
       
       
       
       
       
       

На первом рисунке изображены кривые спроса и предложения на рынке данного товара. Здесь сталкиваются сотни покупателей, продавцом и соответственно величины спроса и предложения измеряются многими тысячами. В результате этого взаимодействия формируется равновесная рыночная цена товара.

На втором графике отдельная фирма – песчинка в пустыне рынка. Кривая рыночного спроса на продукт отдельной совершенно-конкурентной фирмы представляет собой горизонтальную линию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: