Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, в котором описываются те товары или услуги, которые будут предложены покупателям и ради производства которых задумывается весь проект.
Но как выбрать товары или услуги, которые должны стать основой бизнеса и обеспечить организации устойчивую конкурентоспособность?
Пытаясь разобраться в хитросплетениях конкурентной борьбы на интересующем рынке, полезно иметь в виду, что, как правило, эта борьба определяется пятью основными факторами:
- рыночной силой и крепостью позиций, которыми обладают поставщики сырья и комплектующих изделий;
- рыночной силой и крепостью позиций, которыми обладают покупатели готовой продукции;
- стремлением фирм других отраслей привлечь покупателей к покупке производимых в этих отраслях товаров-заменителей (субститутов);
- открытостью рынка для новых конкурентов, возможностью и степенью легкости их появления на рынке;
- соперничеством между конкурирующими на данном рынке продавцами товаров.
Такой подход к анализу конкретной ситуации может быть описан в виде классической схемы, иллюстрирующей взаимодействие всех пяти сил конкурентной борьбы (рис. 3.1).
Использование этой схемы удобно тем, что позволяет более четко представить те направления, по которым любая организация должна выстраивать свою стратегию конкурентоспособности, изыскивая возможности нейтрализовать влияние соперников всех типов и еще более укрепить собственную позицию.
1. Взаимодействие с организациями-поставщиками. Значимость этого фактора весьма отчетливо проявилась в России в 1992 - 1993 гг., когда монопольное завышение цен производителями сырья и промежуточной продукции стало одним из главных факторов кризиса сбыта у изготовителя конечной продукции. В этой связи многие российские предприятия эмпирически быстро нащупали верную стратегию спасения своей конкурентоспособности - установление контроля над поставщиками сырья и комплектующих, в том числе за счет приобретения их акций напрямую или через фирмы-посредники.
2. Взаимодействие с покупателями. Этот фактор важен в тех случаях, когда ситуация на рынке близка к монополии покупателей и они способны навязывать поставщикам товаров свои условия. Такая ситуация обычно возникает при немногочисленности крупных покупателей или региональной ограниченности сбыта из-за неприемлемо высоких затрат на транспортировку товаров в другие районы страны или мира (это характерно для многих российских предприятий).
Особенно трудно сохранить свою конкурентоспособность в условиях, когда предлагаемые различными поставщиками товары практически тождественны и покупатели могут менять поставщиков, не обрекая себя на значительные дополнительные затраты для переналадки технологического процесса. Отсюда следует, что в такой ситуации для поставщиков наиболее выгодна стратегия "уникализации" своих товаров, чтобы поставить покупателей в ситуацию, когда смена поставщиков будет для них чревата крупными дополнительными затратами по адаптации к продукции иного производителя.
3. Взаимодействие с организациями других отраслей, предлагающих то
вары-заменители. Этот фактор конкурентной борьбы часто игнорируется,
поскольку он находится как бы "за горизонтом" повседневной деятельно
сти фирмы. Между тем отсюда может исходить серьезная угроза для лю
бой фирмы, что можно без труда проследить на двух примерах.
Первый из них - вытеснение с потребительского рынка фирм-производителей любительских кинокамер в результате вторжения на этот рынок изготовителей видеомагнитофонов, портативных видеокамер и автоматизированных фотоаппаратов.
Второй пример - трудности, возникшие уже у производителей видеомагнитофонов и видеокассет после появления компакт-дисков и блоков для их проигрывания в персональных компьютерах, что ознаменовало начало эпохи мультимедиа. Этот фактор конкурентной борьбы требует от фирмы постоянного анализа событий на смежных рынках и усилий по приданию таких уникальных свойств, привлекательность которых будет трудно нейтрализовать производителям тошров-заменителей.
4. Взаимодействие с организациями, потенциально готовыми выйти на рынок данных товаров. Чем лучше результаты деятельности фирмы, тем более привлекательным становится ее рынок для фирм других отраслей, способных переориентировать свое производство и попытаться тоже выйти на этот рынок. Поэтому при обосновании конкурентной стратегии надо продумывать меры борьбы и с такими соперниками "с трибун". Опыт работы многих фирм показывает, что наилучшим способом решения этой проблемы является возведение барьеров для выхода на рынок.
К числу наиболее действенных барьеров относятся:
- использование эффекта масштаба, состоящего в том, что увеличение масштабов производства ведет к снижению условно-постоянных, а в итоге и общих затрат на производство товаров;
- затруднение доступа к технологии и "ноу-хау", обеспечиваемое с помощью патентно-лицензионной защиты этих элементов рыночного успеха фирмы. Поэтому для поддержания конкурентоспособности полезными оказываются не только поиск собственных технических решений, но и скупка близких по характеру патентов и лицензий, которые могли бы позволить конкурентам организовать производство подобных товаров. Весьма важным шагом является и концентрация в штате компании лучших специалистов отрасли на условиях, затрудняющих им переход в конкурирующие фирмы;
- создание у покупателей привычки к фирменной марке, что достигается многолетней целенаправленной рекламой и основано на присущем многим людям чувстве консерватизма;
- захват лучших каналов сбыта, что ставит "новичков" перед необходимостью создавать для себя систему организации продаж заново. Имея все это в виду, организация может и должна четко сформулировать свою конкурентную стратегию и при подготовке инвестиционных проектов исходить именно из нее. Сердцевина этой работы - выбор типа конкурентных преимуществ, которые будут использоваться фирмой для достижения успеха на рынке. Тем самым мы подошли к анализу важнейшего аспекта обеспечения конкурентоспособности – взаимодействия с аналогичными организациями.
5. Взаимодействие с аналогичными организациями. Мировой опыт свидетельствует о наличии трех основных подходов к обеспечению конкурентоспособности:
- превращение в изготовителя с самыми низкими издержками (стратегия лидерства в снижении затрат);
- дифференциация товаров, направленная на создание у покупателей представления о существенных отличиях вашего товара от товаров конкурентов (стратегия дифференциации);
- фокусировка на узкой нише рынка для обслуживания покупателей с четко выраженными особыми видами запросов (стратегия фокусиров ки на узкой нише рынка).
Более обобщенно можно выделить всего два типа конкурентных преимуществ:
- пониженные издержки;
- специализация.
При этом все виды конкурентных преимуществ делятся на две группы: преимущества низкого порядка и преимущества высокого порядка.
Преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых:
- рабочей силы;
- материалов (сырья);
- энергии.
Низкий порядок этих конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо из-за роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать (или перекупить) конкуренты. Иными словами, преимущества низкого порядка - это преимущества с малой устойчивостью, не способные надолго обеспечить вам перевес над конкурентами.
Иное дело - преимущества высокого порядка. К ним принято относить:
- уникальную продукцию;
- уникальную технологию и специалистов;
- хорошую репутацию фирмы.
И действительно, если конкурентное преимущество достигнуто за счет выпуска на рынок уникальной продукции, основанной на собственных конструкторских разработках, то для нейтрализации такого преимущества конкурентам надо либо разработать аналогичную продукцию, либо что-то лучшее. Разумеется, эти варианты недешевы и, по крайней мере, требуют немалого времени для реализации. А значит, на некоторое время организация оказывается на рынке в особом положении - она устойчиво конкурентоспособна.
Все это справедливо и применительно к уникальной технологии, "ноу-хау" и специалистам. Их трудно воспроизвести или переманить, а значит, положение фирмы на рынке оказывается очень устойчивым.
Особенное же ценное конкурентное преимущество - хорошая репутация фирмы. Это преимущество достигается с большим трудом, медленно и требует крупных затрат на его поддержание. Недаром же американские автомобильные компании при обнаружении малейших дефектов отзывают на свои заводы тысячи ранее проданных машин для бесплатного устранения этих дефектов. Ими движет желание сохранить доброе имя фирмы, а не только опасение перед будущими исками страховых компаний по возможным авариям. Неудивительно поэтому, что за рубежом все
фирмы уделяют столь большое внимание так называемым паблик ри-лейшнз, то есть отношениям с общественностью с целью формирования и сохранения своей хорошей репутации.
Итак, допустим, намечен тот круг товаров, которые станут предметом бизнеса. Теперь надо убедить в правильности этого выбора будущих читателей бизнес-плана - потенциальных инвесторов.
Для этого необходимо предельно четко ответить на такие вопросы:
- какие потребности призван удовлетворять продукт или услуга?
- что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг) конкурентов и отдавать ему предпочтение?
- сколь долго этот товар будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций)?
- какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности продукта или технологии?
В этом разделе бизнес-плана должна содержаться примерная оценка той цены, по которой должен будет продаваться товар, и тех затрат, которых потребует его производство. Отсюда же будет вытекать примерная величина прибыли, которую принесет каждая единица товара.
Очень важно четко охарактеризовать основные качественные характеристики вашего товара, преимущества его дизайна и даже (как бы экзотично это ни звучало для российских деловых людей) особенности упаковки, в которой он будет продаваться. Все это имеет огромное значение для товара, предназначенного к продаже на мировом рынке, а скоро будет играть все большую роль и на нашем внутреннем рынке. В этом же разделе описывается и организация сервиса товара, если это техническое изделие.