Монополистическая конкуренция и ее признаки

Олигополия. Ее место в рыночной экономике.

Олигополией называют тип рынка, где несколько фирм контролируют его основную часть. Товары, выпускаемые олигополией могут быть однородными(сталь, алюминий, цемент) и могут быть дифференцированными. Для олигополии характерны большие входные барьеры. Как правило вхождение на рынок ограничено выдачей лицензий важной особенностью является взаимозависимость решения фирм и по объему и по цене, любое решение фирм не может быть принято без учета ответных действий конкурентов.

При изменении цены одним из конкурентов:

1. Выравнивание цены и подстраивание ее под новую цену.

2. Не станут реагировать на изменение цены одним из конкурентов.

Любое изменение цены становится не выгодным в условиях олигополии, потому что это может вызвать войну цен, когда фирмы начинают по очереди снижать цены, что ведет к уменьшению прибыли фирмы и, как следствие, к закрытию фирмы. Олигополисты, как правило, стараются поддерживать стабильные цены, перенося конкурентную борьбу в область не ценовой конкуренции.

Модели рынка:

1. Модель рыночного поведения рыночной олигополии. Описывает ситуацию, складывающуюся в результате тайного соглашения по поводу контроля над ценами. Олигополия стремясь уменьшить неопределенной пытается зафиксировать цены на свою продукцию в надежде, что такая стратегия обеспечить максимизацию прибыли и средством здесь становиться тайное соглашение между конкурентами.

2. Модель лидерства. Если какая-либо фирма охватывает большую долю рынка, то ее цена, как правило, становиться рыночной. Ценовой лидер может повышать цену, если увеличатся налоги, таможенные сборы, стоимость ингредиентов. Лидер оповещает все остальные фирмы, входящие в олигополию, чтобы они тоже подготовились к изменению цены.

3. Модель – «издержки+». Суть этой модели заключается в том, что фирма определяет издержки на единицу продукции, а затем прибавляет плановый уровень прибыли (~10-15%).

Представляет собой такой тип рынка, где достаточно большое количество фирм предлагает разнородную дифференцированную продукцию. Она существует там, где много фирм, а тайный сговор между ними невозможен. В этих условиях практически невозможно предсказать или учесть реакцию всех остальных фирм на изменение цены. Представлена особо хорошо в отраслях, представляющих предметы потребления.

В условиях монополистической конкуренции не существует барьеров для вхождения в отрасль. Но легкое вхождение в отрасль не означает, что отсутствуют для этого все ограничения. Также существуют патенты, торговые марки. Патенты не носят исключительный характер, так как патентуются взаимозаменяемые товары. В условиях монополистической конкуренции кривая спроса приобретает небольшой отрицательный наклон. При монополистической конкуренции кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции. В течение краткосрочного периода фирмы могут получать как прибыль, так и нести убытки. В долгосрочном периоде создается ситуация близкая к позиции совершенной конкуренции, при которой фирма получает нормальную прибыль, а цена продукта равна средним издержкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: