Задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции

Тема 1. Анализ производства и реализации продукции

Объем производства и реализация продукции — два показателя, которые при анализе результатов производственной деятельности исследуются во взаимосвязи и сопоставлении.

Формирование производственной программы строится на основе маркетинговых исследований рынка, его насыщенности, конкурентов, потенциальных покупателей и других параметров влияния внешней среды. К примеру, если спрос на какой-либо момент времени является неограниченным, следовательно, необходимо из имеющихся финансово-хозяйственных возможностей по максимуму наращивать объем производства. В современных условиях жесткой конкуренции и насыщенности практически всех рынков вопросы реализации становятся приоритетными, а показатели производства зависят от прогноза продаж, сформированного портфеля заказов. Производство в данном случае подчиняется простому правилу: производить только те товары и в таком объеме, которые реально можно реализовать.

Объем производства продуктов труда заданной номенклатуры (ассортимента) и качества, развернутый во времени, называют планом производства и реализации (производственной программой). Производственная программа напрямую зависит от увеличения объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка.

Основная цель анализа объемов производства и продаж продукции — увеличение объемов реализации рентабельной продукции по сравнению с конкурентами путем расширения доли рынка и получения максимальной прибыли.

Основная задача анализа объемов производства и продаж продукции состоит в оценке:

· конкурентных позиций как самого предприятия, так и реализуемой продукции;

· способности гибко маневрировать ресурсами при изменении конъюнктуры рынка.

Для этого необходимо решить частные задачи:

· оценить степень выполнения производственной программы и плана продаж продукции;

· изучить динамику выпуска и реализации продукции;

· определить влияние факторов на изменение величины этих показателей;

· оценить степень выполнения договоров поставки, ритмичности, качества выпускаемой продукции;

· выявить внутрихозяйственные резервы увеличения выпуска и реализации продукции;

· разработать мероприятия по освоению выявленных резервов.

Источники информации: бизнес-план предприятия, оперативные план-графики, статистическая отчетность.

Формы статистической отчетности:

· форма № 1-п (годовая) «Отчет о продукции«;

· форма № 1-п (квартальная) «Квартальная отчетность промышленного предприятия о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте»;

· форма № 1-п (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия по продукции».

Формы бухгалтерской отчетности:

· форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

· ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация» и др.;

· данные бухгалтерского учета, отраженные в учетных регистрах по счетам 40 «Выпуск продукции», 43 «Готовая продукция» и 90 «Продажи».

Перечисленные источники информации используются для проведения ретроспективного анализа. Оперативный анализ проводится по данным первичного бухгалтерского учета (по счетам 45 «Отгруженная продукция» и 90 «Продажи»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: