Система показателей объема и реализации продукции

Результатом производственной деятельности выступают показатели, являющиеся универсальными для любой сферы материального производства:

· объем производства в натуральном и стоимостном измерении;

· объем отгруженной (реализованной) продукции;

· переходящие остатки незавершенного производства.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Обобщающими показателями объема и реализации продукции являются товарная и валовая продукция.

Валовая продукция — это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот. Данный показатель выражается в оптовых ценах, действующих в отчетном году.

Реализованная продукция (объем продаж) — полученная от покупателей выручка за отгруженную продукцию, на которую перешло право собственности.

Объем отгруженной (реализованной) продукции может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

При анализе объема производства используются следующие показатели:

· натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и т.д.);

· стоимостные показатели;

· условно-натуральные показатели, которые, как и стоимостные, служат для обобщающей характеристики объемов производства (на консервных заводах — это тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях — количество условных ремонтов, в обувной промышленности — условные пары обуви и т.д.);

· нормативные трудозатраты используются также для обобщающей характеристики, когда невозможно использовать натуральные и условно-натуральные показатели (рассчитываются произведением нормативной трудоемкости обработки одного изделия на количество обработанных изделий данного вида).

Объекты анализа:

· показатели временного ряда объема производства продукции;

· объем производства и реализации продукции в целом и по ассортименту;

· ассортимент и структура производства и реализации продукции;

· анализ выполнения договорных обязательств и объемов реализации продукции;

· качество выпускаемой продукции;

· ритмичность и сезонность производства и реализации продукции;

· факторы и резервы увеличения выпуска и реализации.

Показатели временного ряда объема производства продукции:

· безубыточный объем;

· оптимальный объем;

· максимальный объем.

Объемы производства изучаются в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min — max, представляющих собой временной ряд. Анализ может производиться не только в границах абсолютного min — max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Изучение временного ряда проводится в рамках минимально допустимого, максимально допустимого, оптимального и фактического объемов выпуска и реализации продукции.

При минимально допустимом (безубыточном) объеме реализации достигается равенство доходов и расходов при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный объем обеспечивается при максимальной загрузке производственных мощностей.

Оптимальным объемом продаж считается такой объем, который обеспечивает получение максимальной прибыли в сложившихся условиях производства в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем выступает определенным ориентиром при планировании выпуска продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: