Публичная финансовая деятельность

Финансовая деятельность в государстве традиционно рассматривается в ФП как базисная категория.

В советский период развития ФП – финансовая деятельность государства – деятельность по формированию, распределению и использованию денежных фондов в целях финансового обеспечения государственных задач и функций.

Конституция 1993 года закрепила самостоятельность местного самоуправления. В настоящее время общепризнанным является вывод об однотипности отношений, которые складываются в рамках финансовой деятельности государства и финансовой деятельности муниципальных образований, поэтому на смену понятию «финансовая деятельность государства» пришел термин «публичная финансовая деятельность», который объединяет финансовую деятельность государства и финансовую деятельность муниципальных образований.

Признаки публичной финансовой деятельности:

1)Властная деятельность,

2) деятельность уполномоченных государственных (муниципальных) органов и иных уполномоченных субъектов,

3) деятельность по:

- формированию публичных фондов денежных средств,

- распоряжение средствами публичных фондов денежных средств,

- осуществление контроля за использованием публичных фондов денежных средств.

4) в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

Обратимся к содержательной части деятельности – формирование, распоряжение и контроль. Когда говорим о публичной финансовой деятельности, то эта деятельность властная. В связи с этим, нецелесообразно включать в эту деятельность деятельность по использованию денежных фондов. Под использованием понимаем приобретение на эти денежные средства неких материальных благ – товаров, работ и услуг. Это уже осуществляется на основе гражданско-правовых сделок и не требует, как правило, специального правового регулирования. В связи с тем, что бюджетные средства имеют публичное предназначение, то особую роль играет осуществление контроля за использованием денежных средств, это и представляется целесообразным включать в осуществление публичной финансовой деятельности вместо использования.

Публичная финансовая деятельность (ПФД) – это деятельность уполномоченных органов, поэтому перейдем к теме субъектов, которые осуществляют ПФД.

Поскольку ПФД весьма обширна, то ей занимаются практически все государственные органы.

Классификации:

1. Субъекты:

1) органы государственной власти,

2) органы местного самоуправления,

3) иные субъекты, уполномоченные на осуществление ПФД (органы управления государственными внебюджетными фондами, например

2. Критерий – основная или неосновная деятельность:

1) субъекты, для которых ПФД является лишь частью компетенции,

2) субъекты, которые специально созданы для осуществления ПФД.

Кого можно назвать? Остановимся только на органах государственной власти, муниципальную брать не будем. Законодательные органы власти, исполнительные органы власти, судебные, Президент. Правовые основы статуса Президента закреплены в Конституции в главе 4, основные направления внутренней и внешней политики (нас интересует только то, что относиться к ПФД), обращается к ФС с ежегодным посланием о положении дел в стране (ст.80, ст.84 К РФ), бюджетное послание Президента РФ (одно из тех посланий, с которыми Президент обращается к ФС), регулируется более подробно ст.170 и ст.172 БК РФ.

Ст.170 предусматривает, что бюджетное послание направляется ФС РФ не позднее марта года предшествующему очередному финансовому году. В том послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период, т.е. в бюджетном послании, которое направляется в 2012 году должна быть определена бюджетная политика РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 г.г. Именно на бюджетном послании и на некоторых других документах (например, прогноз социально-экономического развития на соответствующей территории) основывается составление проектов бюджетов.

Последние три года бюджетное послание раньше конца июня не направлялось.

Законодательные органы власти (и на федеральном, и на региональном уровне). Функции по ПФД у них одинаковы на обеих уровнях. Рассматривают и утверждают законы о бюджетах.

Что касается государственных внебюджетных фондов. У нас есть федеральные внебюджетные фонды и территориальные. Какие есть фонды? Например, федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования – это всё федеральные фонды, применительно к ним принимаются федеральные законы об их бюджете. В настоящее время есть только один территориальный фонд – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Бюджет соответствующего фонда принимается законом субъекта РФ. Итак, законодательные органы рассматривают и утверждают законы о соответствующих бюджетах, законы, в рамках которых утверждаются отчеты по исполнению бюджетов, устанавливают и вводят налоги и сборы и осуществляют последующий контроль за исполнением бюджета. ФЗ 6 октября 1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов субъектов РФ», полномочия конкретного органа – нужно обратиться к Уставу субъекта РФ.

Органы исполнительной власти. Есть и общей компетенции и специальной. Какие функции осуществляют в рамках ПФД? Составление проектов бюджетов, внесение его на утверждение в законодательный орган, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета в законодательный орган, могут осуществлять и иные предусмотренные полномочия.

Федеральный орган исполнительной власти общей компетенции – Правительство РФ (правовой статус регламентирован Конституцией и ФКЗ «О Правительстве РФ».

Ст.104 К РФ – законопроекты по определенным вопросам могут быть внесены в ГосДуму только при наличии заключения Правительства РФ, например, о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и иные законопроекты, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета.

Исполнительная власть на уровне субъекта. ФЗ № 184 «Об общих принципах…», Устав СПб – глава 6. В принципе, процедура та же самая – разрабатывают законопроект, вносится в законодательный орган, участвует в исполнении, готовит отчет. В СПб высший орган исполнительной власти – Правительство СПб. Высшее должностное лицо – губернатор.

Помимо органов общей компетенции у нас еще есть многочисленные органы специальной компетенции. Практически все органы исполнительной власти специальной компетенции участвуют в осуществлении ПФД, наделяясь специфическим статусом – главных распорядителей и распорядителей средств соответствующих бюджетов. ОИВ специальной компетенции, которые не созданы для осуществления ПФД, а все остальные виды деятельности осуществляют, они участвуют в ПФД в качестве главных распорядителей и распорядителей.

Основная функция распорядителя и главного распорядителя – это распределение выделенных из

Бюджета средств между подведомственными органами и учреждениями, т.е. те субъекты, которые участвуют в исполнении бюджета по расходам. На федеральном уровне и министерства и агентства и службы могут быть главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств.

Вы говорили еще о судах. Нельзя сказать, что они осуществляют ПФД, но всё-таки определенным образом они в ней участвую. Отдельный ФЗ от 10 февраля 1999 года №30-ФЗ «О финансировании судов РФ». Данный закон предусматривает, что органы судейского сообщества могут участвовать в финансировании, т.е. если предполагается уменьшение бюджетных средств до 5%, то это может быть произведено с согласия Совета судей РФ, если уменьшение более 5 % - согласие Всероссийского съезда судей РФ. Таким образом, в определенных случаях органы Судейского сообщества так же могут принимать участие в осуществлении ПФД.

Органы, которые осуществляют ПФД, специально созданные именно для этого.

На уровне законодательной власти – контрольно-счетные органы. На федеральном уровне – счетная палата РФ, на уровне субъектов и муниципальных образований – контрольно-счетные органы субъектов и муниципальных образований.

На уровне органов исполнительной власти создаются органы специальной компетенции, созданные именно для осуществления ПФД. На федеральном уровне – Министерство финансов РФ и три подведомственные ему службы – Федеральное казначейство, ФНС, ФС финансового и бюджетного надзора.

Региональный уровень. Специальных каких-то органов ИВ ФЗ № 184 не предусмотрено, на усмотрение субъекта, в частности, в Санкт-Петербурге – Комитет финансов СПб и Комитет финансового контроля СПб.

Кроме этого, специально создан для осуществления ПФД – ЦБ РФ и Государственные внебюджетные фонды (ГВФ).

Теперь подробно о каждом органе.

1. Счетная палата РФ.

Создание СП предусмотрена ч.5 ст. 101 К. РФ, которая гласит, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета СФ и ГД образуют СП, состав и порядок деятельности определяется ФЗ. ФЗ от 11 января 1995 года №4-ФЗ «О счетной палате РФ».

СП – постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый ФС РФ (СФ и ГД) и является подотчетным ФС.

Основные виды деятельности СП:

- контрольно-ревизионная, СП в рамках этой деятельности стремится реализовать конкретные задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и федеральных Внебюджетных фондов; контроль за законностью и своевременностью движения средств соответствующих бюджетов в ЦБ и иных кредитных организациях;

Контрольные полномочия СП распространяются на все органы власти РФ и учреждения, а также на федеральные внебюджетные фонды. Кроме этого, при определенных условиях, а именно, если соответствующие органы и организации получают/ используют средства федерального бюджета, либо используют или управляют федеральной собственностью, контрольно-ревизионные функции СП распространяются на все иные организации независимо от форм собственности. Кроме того, осуществляют контроль за банковской системой, в связи с публично-финансовой деятельностью СП осуществляет контроль за финансовой деятельностью ЦБ РФ и иных банков и кредитной организации в части обслуживания этими организациями федерального бюджета, контроль ЦБ РФ в части обслуживания долга РФ. Проверки финансово-хозяйственной деятельности ЦБ, однако такие проверки осуществляются в связи с их значимостью только по решению ГД, которое принимается на основании решения Национального банковского Совета. Таким образом, основная форма – ревизии и проверки.

- экспертно-аналитическая,

Финансовая экспертиза проектов федерального бюджета, проблем бюджетно-финансовой политики и совершенствования бюджетного процесса в РФ, по иным вопросам связанным с бюджетно-финансовыми вопросами, которые выносятся на рассмотрение в ГД РФ; дает заключения по проектам международных договоров, которые влекут определенные последствия для федерального бюджета; заключения по проектам программ, на которые направляются средства федерального бюджета. По сути, анализирует всё, что только можно анализировать, если это что-то связано с тем, чтобы расходовать средства из федерального бюджета. СП подводит итоги и вносит свои предложения по совершенствованию бюджетной системы РФ.

Контрольно-ревизионные органы созданы не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Долгое время вопрос о функционировании контрольно-ревизионных органов субъектов и муниципальных образований не был никак урегулирован на федеральном уровне и субъекты сами принимали решение о создании или несоздании такого органа. В СПб долго СП СПб была не самостоятельным органом власти, а подразделением Зак.Собрания. Но на настоящий момент этот вопрос урегулировании на федеральном уровне – ФЗ от 07 февраля 2011 года № 6 ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований». В СПб в 2011 году 13 июля – закон СПб о контрольно-счетной палате СПб (как самостоятельный орган власти, не зависящий от законодательного Собрания). В принципе, закон писался с ФЗ, сходные полномочия, воспроизводит ФЗ.

Создаются контрольно - ревизионные органы постоянно действующие внешнего государственного финансового контроля. Образуются соответствующим законодательным органом – либо законодательный орган субъекта, либо представительный орган муниципального образования. Подотчетны соответственному законодательному (представительному) органу власти, обладают организационной и функциональной независимостью. Деятельность данного органа не может быть приостановлена даже при досрочном прекращении полномочий законодательного органа. То есть это абсолютно независимый и самостоятельный орган. Введя соответствующее правило о том, что такой контрольно-ревизионный орган должен быть создан в субъекте или муниципальном образовании, данный закон допускает возможность передачи полномочий соответствующему органы, в частности, передача полномочий от контрольно-расчетного органа поселений к контрольно-счетному органу муниципального района, т.е. речь об уровне муниципальных образований. У нас в РФ сейчас закреплена двухуровневая система местного самоуправления. Это предполагает, что на большей части территорий есть нижний уровень – поселения городские и сельские, - которые потом объединяются в муниципальные районы – вышестоящий уровень. Таким образом, возможна передача полномочий от поселений к району.

Основной формой деятельности является контроль. ФЗ закон говорит о том, что формами осуществления контроля являются контрольные мероприятия и экспертно-аналитические мероприятия. ЕВК это трудно понять, понятия же разные, почему их объединяют… Но исходим из ФЗ! Какие контрольные мероприятия? Контроль за исполнением соответствующего бюджета, внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета, контроль за установленным порядком управления соответствующей публичной собственностью, и отдельно упоминается контроль за использованием межбюджетных трансфертов, которые предоставляются из соответствующего бюджета. Межбюджетный трансферт – это денежные средства, которые предоставляются из одного бюджета бюджетной системы в другой бюджет бюджетной системы. Перечень подконтрольных субъектов строится по аналогии со счетной палатой РФ. В отношениях всех органов государственной власти и местного самоуправления без условий каких-либо распространяются контрольные полномочия, естественно, учитываем уровень – субъекта РФ и муниципального образования. И при определенных условиях возможна проверка всех остальных организаций, которые используют имущество, находящееся в публичной собственности, либо если были предоставлены субсидии, кредиты, гарантии, и в тех договорах, по которым они предоставлялись, указывались условия о возможности осуществления контроля.

Экспертно-аналитические мероприятия – тоже но на другом уровне: экспертиза законов о бюджетах, финансово-экономическая экспертиза законов и иных актов, которые касаются расходных обязательств публичного образования, подготавливается информация о ходе исполнения бюджета, анализируется бюджетный процесс и подготавливаются предложения по его усовершенствованию.

Это основное, остальное можно в законе почитать!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: