Финансовое право как отрасль права

Государственные внебюджетные фонды.

Наделены двойственным статусом также как и ЦБ. С одной стороны, ГВФ (органы их управления) наделены значительными властными функциями, т.е. функциями по контролю обязательных платежей, по учету плательщиков, в праве принимать НПА, меры принуждения, но вместе с тем могут для реализации своих задач и целей вступать в гражданско-правовые отношения. Координацию их деятельности сейчас осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития, которое должно бы и осуществлять нормативно-правовое регулирование в интересующей нас сфере. Однако в рамках сегодняшнего законодательства у ГВФ сохраняется нормотворческая функция.

*есть такая задача. Про ПФ.

Что же с такими НПА? С 2001 ГВФ постоянно принимали НПА, которые распространялись на плательщиков страховых взносов (ЮЛ, ФЛ), но когда соответствующий фонд (ПФ, ФСС, Медицинского страхования) пытался зарегистрировать этот акт в Министерстве юстиции, МЮ отказывал в регистрации, т.к. регистрируются только НПА органов государственной власти, коими ГВФ не являются. В результате вышел Указ Президента от 20 мая 2001 №318, который ввел регистрацию актов ГВФ (в том же порядке, что и акты ОИВ).

В 2004 административная реформа, разграничившая полномочия органов власти, полномочия по нормотворчеству были отданы Министерству, вместе с тем, полномочия по нормотворчеству у ГВФ не изъяли. Как бы получается, что здесь реформу не довели до логического завершения.

В итоге, Министерство здравоохранения и … осуществляет координацию ГВФ и в настоящий момент сложилась такая практика, что те НПА, которые касаются сферы ответственности ГВФ, то они принимаются совместно ГВФ и Министерством здравоохранения и социального развития, а Министерство Юстиции эти акты регистрирует.

Будем рассматривать прежде всего как отрасль.

ФП – это совокупность правовых норм, регулирующих властные имущественные и связанные с ними организационные отношения по формированию публичных фондов денежных средств, по распоряжению средствами публичных фондов денежных средств и по осуществлению контроля над публичными фондами денежных средств.

Всё это осуществляется в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

ФП – это совокупность правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в связи с осуществлением ПФД.

Предмет – властно-имущественные и связанные с ними организационные отношения. Предмет ФП неоднороден. Первый блок и основной – властные имущественные отношения, это отношения, которые связаны с осуществлением у ФЛ и организаций налоговых и неналоговых изъятий публичного характера, накоплением денежных средств в публичных фондах и их последующее распределение с целью финансирования выполнения задач и функций публичной власти. Организуются государством такие отношения в одностороннем властном порядке, т.е. по сути в рамках таких отношений государство организует свои собственные имущественные отношения. В одностороннем порядке создает правовой режим, в рамках которого осуществляется накопление публичных финансов. Вместе с тем, предметом еще являются организационные отношения, которые могут по времени как предшествовать имущественным отношениям, возникать параллельно или после.

До властных – отношения по установлению и введению налогов.

Параллельно – контроль, например, текущий.

Последующий – привлечение к ответственности.

Отношения, возникающие не только в связи с деятельностью ОИВ, но и связанные с деятельностью представительных органов власти (установление, принятие законопроекта о бюджете).

Не всегда было так легко говорить о предмете ФП. В советский период любые финансовые отношения были ПФД (и банковские и расчетные и страховые). Сейчас многие отношения ушли в область регулирования гражданского права.

Особенности финансовых правоотношений:

- это властные правоотношения,

- не существуют вне своего правового оформления,

- обязательной стороной становятся государство или муниципальное образование в лице уполномоченного субъекта.

Содержание финансовых правоотношений: 3 подгруппы отношений:

- налоговые,

На этапе налоговых изъятий складываются отношения между государством и плательщиком налогов (ФЛ и организации). Характерна функциональная зависимость налогоплательщика от публичного субъекта. Вся зависимость связана только с обязанностью уплаты налогов.

- бюджетные,

Это правоотношения, в рамках которых осуществляется формирование денежных средств, распределение соответствующих фондов денежных средств. По времени следуют после налоговых отношений. Складываются, как правило, между органами власти, частные лица, как правило, не участвуют. Линейная зависимость между участниками.

- отношения по организации денежного обращения.

С учетом этих 3 основных групп и выделяется система ФП.

ФП – отрасль. Налоговое и бюджетное – подотрасли. Отдельный институт – денежное обращение.

*Иногда говорят об институте уплаты других обязательных платежей. Регулирование мало, только о зачатках можно говорить.

Мы будем говорить о бюджетном праве в основном.

Метод ФП – метод власти – подчинения, императивный метод. Зависимость одной стороны от юридически выраженной воли другой стороны.

Иногда возникает диспозитивный метод, но в порядке исключения.

Место ФП в системе права России.

Спорный вопрос. Первая точка зрения – часть АП или государственного права (Шаргородский, Иоффе), позиция осталась в прошлом;

Второй подход – самостоятельная отрасль, но родилась из АП или государственного права (Карасева, Грачева, Соколова, Цыпкин).

Третья позиция – изначально самостоятельная отрасль права (Химичева, Горгунова).

Четвертый подход – ФП – комплексная отрасль права (Гуревич)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: