Понятие науки финансового права

Приступая к изучению науки, прежде всего, необходимо составить себе общее понятие о ней, ознакомиться в общих чертах с ее содержанием и с той целью, которой она стремится достигнуть, с тем значением ее в силу которого она имеет право на наше внимание. Конечно, всякая наука, как таковая, заслуживает внимания уже потому, что она стремится к достижению известных теоретических знаний. Но в наш век, который может быть назван материальным веком по преимуществу, особенное внимание обращают на себя те науки, которые ведут к практическим результатам, напр., науки естественные, а также социальные или общественные, - эти последние потому, что они представляют данные для разрешения многих вопросов, волнующих современное общество. Действительно, жизнь настоящего времени выдвинула вперед много вопросов социальных, от разрешения которых зависит дальнейшее развитие народа, его благосостояние, все условия его дальнейшего преуспевания. Неудивительно поэтому, что науки, занимающиеся исследованием политического строя и законов общественного развития, и пользуются теперь наибольшим вниманием.

Финансовая наука относится к этому же роду наук, к наукам общественным и государственным, следовательно, на этом уже одном основании она заслуживает с нашей стороны серьезного внимания и изучения.

В чем же состоит сущность финансовой науки? Какие общественные вопросы она решает? К разряду каких общественных явлений относятся те явления, которые составляют ее предмет? К решению каких вопросов лает она ключ? Наука эта представляет данные для решения вопросов, затрагивающих те интересы, которые близко касаются всех и каждого, - она имеет в виду общественное хозяйство, - или, если выразиться проще, - наши денежные интересы. Без сомнения, хозяйство необходимо для всякого человека каким бы трудом он ни занимался, физическим или умственным, он непременно должен быть хозяином, т.е. заботиться о приобретении тех материальных средств, которые необходимы для поддержания и развития его жизни, для достижения различных экономических, нравственных и культурных целей, большей частью недостижимых без материальных средств.

Но если нельзя обойтись отдельной личности без материальных средств, то, конечно, не может оставаться без них и государство при достижении своих целей. Государство есть необходимая посылка, истинный источник всякой человеческой культуры. Оно имеет попечение о всех и каждом из своих членов, оно создает необходимые условия для преуспевания подданных и для достижения известного уровня нравственного и умственного развития. Словом, в существе государства лежит множество требований, которые сводятся к тому, чтобы доставить каждому своему члену наибольшую сумму благ. Конечно, оно может осуществить эти требования только при известных материальных средствах. Ввиду этого государство или прямо привлекает граждан к отправлению разных обязанностей, или пользуется их имущественными средствами. Так, государство обращается к рабочим силам подданных и привлекает их к отправлению общественных служб безвозмездно или возмездие, само определяя плату за этот труд. Обыкновенно же государство входит в договоры с поданными, так как оно почти не может пользоваться безвозмездным трудом, потому что такая служба всегда отправляется хуже и потому невыгодна. С другой стороны, большинство лиц, от которых государство требует услуг, не обладает в такой мере имущественными средствами, чтобы служить или отбывать повинности, не получая вознаграждения. Таким образом, для осуществления государственного управления требуются уже денежные средства, чтобы оплачивать услуги, которыми пользуется государство. Но для осуществления других потребностей государство также нуждается в материальных средствах. Конечно, оно может добывать их из собственного имущества, если владеет, например, недвижимою собственностью или капиталами. Но эти источники обыкновенно бывают не довольно обильны и их недостаточно для удовлетворения постоянных настоятельных нужд государства, а тем менее для удовлетворения непредвиденных и случайных нужд. Итак, самое существо задач государства требует от него известной хозяйственной деятельности: хозяйство государства как совокупность его имущественных и моральных сил есть экономическая его сила; оно создает и политическую силу государства.

Из изложенных соображений видно, что государство является юридическим лицом в двояком отношении: с одной стороны, оно является таковым как юридическое общество, для осуществления известных государственных целей, таких целей, ради которых оно вообще существует; с другой стороны, оно - хозяйственное и промышленное общество, действующее для доставления себе средств, чтобы с помощью их выполнить свои коренные задачи. Исследование всех обстоятельств, условий и отношений, в которых оказывается государство во втором случае, составляет предмет финансовой науки, важной отрасли государственных наук, потому что она исследует или познает чрезвычайно существенную сторону бытия государственного, именно те средства, при помощи которых только и может проявляться его деятельность и продолжаться само существование государства.

Все вообще средства, которые государство может иметь для выполнения своих целей, — будут ли эти средства заключаться в личных услугах граждан, или в разных вещественных материалах, капиталах, денежных сборах и пр., - все они могут быть названы финансами. Хозяйственная деятельность государства, направленная на приобретение материальных средств, составляет финансовое хозяйство. Правила финансового хозяйства, облеченные в известные законодательные нормы, будут финансовым законодательством, или, финансовым правом. Теоретическое исследование всех этих основных понятий, т.е. финансов, финансового хозяйства, финансового права, составляет финансовую науку.

Что касается слова финансы, то оно принадлежит средневековой латыни и происходит от finatio, financia, finare (платить), произведенных от finis - конец, предел, срок платежа. В средние века finatio означало срок для уплаты долга по какой-либо юридической сделке. Вообще, следовательно, на основании этимологического значения слова под финансами нужно разуметь разные сборы, подати и пр. доходы государства. Но было бы неправильно понимать под словом финансы только деньги, как это иногда думают, потому что не одними только деньгами удовлетворяются государственные нужды; не только денежные средства, но и услуги, которых государство требует от граждан безвозмездно или возмездие, а также запасы, материалы, например, военные и пр., - все это должно быть подведено под понятие финансов. «Сюда (к финансам) относятся, - как говорит французский писатель Gandillot, - все ценности, собираемые и употребляемые правительством, состоят ли они из денег или повинностей, проистекают ли от податей или других источников. Если рассматривать государство как коллективную личность, объемлющую собой все частное существование, связывающую всех своих членов в одно целое, обеспечивающую выгоды всех и каждого, но существующую на их средства, то финансы будут бесчисленным множеством жизненных частиц, исходящих из этих миллионов существ для того, чтобы, сосредоточась в руках государственной власти, распределиться потом соответственно государственным потребностям».

Конечно, главная роль в этом отношении принадлежит движимым ценностям, деньгам, капиталам; личные услуги, за исключением воинской повинности, в современном государстве требуются все реже и реже. Поэтому финансовое хозяйство обращается главным образом на денежную часть, которая составляет существеннейший его элемент. Правильное ведение хозяйства существенно важно в этом отношении. Нельзя постоянно рассчитывать на силы народные; их должно сохранять и пользоваться ими в известных пределах, указываемых разумом: не должно истощать народных сил. Притом государство не есть учреждение неподвижное; напротив того, это - учреждение постоянно развивающееся, постоянно движущееся, в котором постоянно то разрушаются прежние, то порождаются новые интересы. Поэтому финансовое хозяйство должно предусматривать не только текущие расходы, но и возможность удовлетворения расширяющихся и нарождающихся вновь нужд в будущем. Следовательно, финансовая организация должна быть такова, чтобы являлась возможность созидать и новые средства. Увеличение силы и значения государства, его политического веса, развитие народного благосостояния - все это составляет существенную задачу всякого государственного управления. Для осуществления всех этих задач необходимо, чтобы добывание средств шло правильным порядком, как это желательно и в частном хозяйстве. Государственное хозяйство, как хозяйство, стоящее выше частных хозяйств, имеет преимущественное значение. Но действительное значение финансовой организации обусловливается не одним только усмотрением правительства, а и другими обстоятельствами.

Правительство не может вести хозяйство по своему только усмотрению, предписывая такие законы, которые противоречат, например, законам разума или политической экономии. Политическая экономия занимается исследованием тех естественных законов, которые управляют развитием народного богатства и служат основным указателем для действий финансовой науки. Ни одно из этих действий не может быть правильно, как скоро идет в разрез с естественными экономическими законами. Несмотря на все свое всемогущество, в данном месте и в данное время государство не может нарушить этих естественных законов политической экономии, как их не может нарушить и отдельный человек без вреда для своего благосостояния. Хозяйство государственное нередко уподобляют в литературе хозяйству частного человека - это была одна из любимых тем прошлого времени. Действительно, некоторая аналогия есть в этом отношении; но есть и существенная разница: частный человек трудится, но он в труде ограничен пределами жизни - он может трудиться, но может и не пожать плодов своих забот. С государством этого не может быть. Государство по времени есть учреждение вечное, почти в полном смысле этого слова. Поэтому предприятия государства не должны рассчитываться только на средний возраст, например, человеческой жизни; оно должно иметь в виду несравненно более продолжительное время, так что плоды затрат своих оно может пожать иногда лишь в отдаленном будущем; и в этом нет ничего ненормального.

Таким образом, область государственного хозяйства может расширяться в объеме и поставлять себе задачи гораздо шире, чем деятельность отдельного человека. Но государство, как и частный человек, может хозяйничать хорошо или худо, смотря по тому, насколько оно в своих действиях сообразуется с экономическими законами и требованиями высшей правды. Ходом финансового хозяйства обусловливается внешняя и внутренняя политика государства, его международное значение, благосостояние его подданных.

Как в частном хозяйстве необходимо знакомство со всеми обстоятельствами хозяйства, так и в государственном необходимо знание всех условий, от которых зависит развитие государства и на основании которых должно строиться финансовое положение государства. Поэтому финансисту необходимо основательное знакомство с тем материалом, из которого государство черпает свои средства, т.е. со всеми экономическими силами, условиями развития народного богатства, заработками и пр. Распоряжаясь капиталом, заключающимся в экономических силах народа, государство может создать себе и политическое могущество, и безопасность внешнюю, и благосостояние внутреннее, и свободу, и кредит, - словом все, что нужно для выполнения государственных целей. Но, повторяем, государство не может действовать произвольно: политическая экономия и финансовая наука должны быть руководительницами в его хозяйстве.

Что касается финансовой науки, то по содержанию своему она является наукою, которая указывает, как под общим руководством естественных экономических законов созидаются государственные финансы, или точнее, почерпаются вещественные средства из сил и средств народных для расходов государства, делаемых в интересах его государственной цели. Словом, финансовая наука имеет предметом своим те общие меры, посредством которых государство добывает средства, нужные для выполнения государственных целей. Без финансов государство не может обойтись и ими обусловливается и самый политический рост государства и движение истории. Много политических перемен и потрясений в общественном быту произошло по поводу расстроенных финансов, и, может быть, политическая карта каждого государства была бы иная, если бы оно не переживало финансовых кризисов. Конечно, не было бы надобности ни в финансовой науке, ни в законах, определяющих финансовые отношения, если бы подданным государства совершенно была ясна связь между государством и обществом: если бы идея общности и взаимодействия интересов частных и государственных была всеми ясно сознаваема, тогда каждый член общества приносил бы свою посильную лепту на удовлетворение общественных целей, и в этом было бы все финансовое управление и вся финансовая наука. Но, к сожалению, это мечта, такой идеальный порядок невозможен. Поэтому государство должно принимать известные меры, иногда принудительные, чтобы получить необходимые средства для достижения государственных целей, потому что личный, эгоистический интерес всякого человека стоит впереди интересов общественных и жертва на общее благо приносится часто с неудовольствием. Из истории развития финансовых учреждений можно много привести подобных примеров. И они обусловливались не только слабым и неосновательным пониманием экономических законов, но и господствовавшими воззрениями на отношения правительства и подданных. Прежде подданный нередко считался как бы крепостным для правительства, равным рабу, и понятно, что он смотрел на государство, как на такое учреждение, которое вторглось в его жизнь затем, чтобы собирать поборы без всякой видимой причины. Действительно, и само правительство, недостаточно сознавая свое отношение к подданным, прибегало к разного рода уловкам, чтобы собрать с них побольше денег. Вследствие этого с понятием финансов в старое время соединяли самые неблаговидные представления: слова «finances», «Finanz», отождествляли, напр., с «finesse», «Feinheit» - ловкость, «Untreu» - вероломство «Schinderei» - грабеж и т.п. И это продолжается в течение XV, XVI и XVIIвв. Финансовою задачею были не сборы податей и пользование повинностями на основании положительных или теоретических правил, а ловкие, искусные приемы, коими старались обморочить народ, чтобы собрать с него побольше денег. Поэтому (в Германии) в те времена финансовые сборы и отождествлялись зачастую с обирательством и грабежом. Действительно, правительство всякие поборы считало законными и правильными, как скоро они наполняли государственную казну; общественная справедливость, народное хозяйство - все это оставлялось в стороне, все средства считались хорошими, если увеличивали доход казны, который опять-таки шел не столько на удовлетворение государственных потребностей, сколько на разные бесполезные для народа траты.

Только с возникновением более правильного понятия о государстве произошел переворот в этом отношении. Мало-помалу начала созидаться финансовая наука. Но первоначально она представляется не наукою в точном смысле этого слова, а собранием практических мер, которые ведут к наполнению государственной казны с меньшим по возможности истощением народного благосостояния.

Область действия финансовой науки не может ограничиться только казенным хозяйством: она должна обратить внимание и на хозяйство тех организмов, которые существуют в государстве как status in statu, которые имеют свои собственные цели, для выполнения которых они также нуждаются в средствах. Финансовая наука должна обращать внимание и на эти составные части государства (главным образом земства и общины), которые по мере развития самоуправления получают все большее и большее значение, а следовательно, и в хозяйственном отношении играют значительную роль. Финансовое законодательство существовало издавна, его возникновение, можно сказать, совпадает с возникновением государства, так как государство при самом зарождении своем уже нуждалось в средствах для выполнения своих целей. Но законодательство того времени шло ощупью, со множеством ошибок, и даже народившаяся наконец финансовая наука редко имела голос в финансовой практике. Да и в настоящее время финансовое законодательство оставляет еще очень много желать по части применения указаний финансовой науки к действующему праву.

«Финансовое право, - говорит Гофман, - есть совокупность законодательных постановлений о финансовом устройстве и финансовом управлении государства». А Лоренц Штейн" замечает, что оно есть совокупность юридических правил, ограничивающих действие государственной финансовой власти. Термин «финансовое право» может быть, однако, применяем только к отдельным государствам, не имея той общности применения, какую имеют названия некоторых других наук, напр., государственное, гражданское право и пр. Политические науки, к числу которых принадлежит и финансовая наука, излагаются в двух направлениях: юридическо-догматическом и политическом. Юридическо-догматическое изучение финансовых законодательств и есть финансовое право, а изучение правил финансового хозяйства с экономической и политической стороны составляет финансовую науку, которую иногда называют и финансовой политикой, (или, как выражаются некоторые немецкие писатели, «политикой финансового права»). Рассматривая свой предмет, т.е. финансовые учреждения в государстве по их внутренней целесообразности, отвлеченно, финансовая наука восходит к общим экономическим законам и ставит свои положения для руководства финансового законодательства. Итак, предмет финансового права и финансовой науки одинаков; они различаются только по способу рассмотрения предмета. Финансовое право рассматривает свой предмет юридико-догматическим, а финансовая наука - политическим путем.

Финансовая наука не дает безусловно твердых юридических норм, потому что принадлежит к числу экономических наук, а законы этих наук изменяются с течением времени: то, что было законно и правильно в древнее время, является ненормальным в настоящее время, напр., рабство считалось в прежнее время необходимым, а теперь оно считается препятствием к правильной, разумной жизни государства. Словом, финансовая наука указывает то, что должно быть в данное время в культурном государстве; финансовое право показывает, какие правила существуют в данном государстве относительно строя его финансов. Создание общего финансового права можно ожидать только в отдаленнейшем будущем, потому что для этого необходимо, чтобы все культурные народы сравнялись в своих политических и экономических условиях. До тех пор пока будет разница между ними, национальная или экономическая, создание общего финансового права невозможно.

Правда, в литературе есть предположение заменить название «финансовая наука» «системой общего финансового права» (Умпфенбах). Но это было бы переменою названия без всякой пользы для дела, - это была бы теория без строгих юридических норм. Эти юридические основания вообще мало еще разрабатываются, потому что постановления разных государств в этом отношении настолько разнообразны, что трудно объединить их в одну систему финансового права. Сама финансовая наука ограничивается советами и внушениями, почерпнутыми из опыта и данных политической экономии. Конечно, она имеет и абсолютные положения, но их пока еще мало для того, чтобы построить общую систему финансового права; нельзя забывать, что финансовая наука призвана действовать в известной среде, при данных политических условиях, а вследствие этого ее абсолютные требования должны быть видоизменяемы и приспособляемы к местным условиям. Она дает общие положения, намечает границы, в которых должна оперировать финансовая деятельность государства для того, чтобы правильно шло дело. Такое соглашение финансовых законов с финансовой наукой является гарантией правильности различных финансовых операций и создает то, что в государстве называется системою его финансового хозяйства, или просто системою финансов. Такая система существует в каждом государстве и выражается в положительном законодательстве страны, которое и определяет как фискальные отношения подданных к государству, так и права государства в смысле казны (фиска). Права казны весьма разнообразны: она вступает и в договорные, и в обязательные отношения, для выполнения государственных целей и в этом смысле является уже субъектом частного или гражданского права; напр., в некоторых случаях она имеет право иска по своим имуществам, по исполнению договоров, заключенных с нею частными лицами и пр. В этом отношении финансовое право имеет связь с гражданским правом.

После долгих эпох сначала из опыта, а потом и научной разработки финансового дела явилась теперь возможность дать ответ, каков должен быть финансовый строй в данном государстве и каковы законы финансовой деятельности. Знакомство с такими положениями небезынтересно, в особенности там, где (как у нас) финансовая область находится в неудовлетворительном, переходном состоянии и ждет коренных преобразований.

Какое же место должна занимать финансовая наука в ряду других государственных наук?

Финансовая наука есть одна из наук государственных; она составляет самостоятельную и значительную отрасль этих наук, «значительную отрасль» уже потому, что предмет ее в высшей степени важен: без финансов государство не может обойтись в своей деятельности. Без финансовой науки все другие государственные науки были бы мертвой буквой (Цахария), потому что финансовая наука указывает, какого рода средства государство может и должно иметь для выполнения лежащих на нем задач. Но в то же время финансовая наука есть отдельная наука, нисколько не связанная с другими; напротив, она есть часть того обширного круга наук$ которые называются государственными науками. Уже прошло то время, когда различные отрасли государственных наук считались совершенно независимыми друг от друга, так что каждая из них могла существовать сама по себе, не обращая внимания на другие. В настоящее время государственные науки тесно связаны между собою; каждая из них служит необходимым дополнением другой.

Ближе всего финансовая наука стоит к политической экономии и часто излагается как одна из составных ее частей". Действительно, имея своим предметом казенное хозяйство, изучая его под действием общих экономических законов, финансовая наука должна обращаться к общим положениям политической экономии для того, чтобы вывести из них финансовые правила для государства.

С другой стороны, финансовое управление как часть государственного управления должно опираться не только на законы экономические, но и на те положения, которые определяют существо государства, значение правительственной деятельности, вообще все юридические отношения. Потому финансовая наука часть своих положений заимствует также из философской, т.е. из общей части государственного права.

Таким образом, государственное право дает финансовой науке общие философские правовые начала, а политическая экономия - хозяйственные положения, т.е. указания, как то или другое должно быть устроено в финансовом хозяйстве. Из общей части государственного права финансовая наука выводит юридические основания для финансового хозяйства и его границ. Руководствуясь этими основаниями, финансовое управление не станет, да и не может действовать произвольно. (Так, если государство, напр., входит в какие-нибудь гражданские отношения с частными лицами, заключает какой-нибудь договор, то оно строго будет соблюдать условия этого договора и не будет увлекаться желанием нарушить его потому только, что оно всесильно.) Оно всегда будет руководствоваться принципами государственного права и проявлять свою власть в пределах закона, и лишь настолько, насколько это соответствует надобностям государства. Финансовое хозяйство государства возлагает известное бремя на частное хозяйство, и финансовое управление должно наблюдать, чтобы оно возлагалось пропорционально, и не употреблять для получения доходов мер, противных общему понятию о праве и справедливости. Словом, государственное право заставляет финансовую деятельность оставаться в пределах закона.

Политическая экономия также содействует правильной финансовой деятельности государства. Она дает советы, как та или другая финансовая мера может быть проведена более целесообразно; предостерегает от употребления разных вредных в хозяйственном отношении мер, которые с юридической точки зрения, может быть, и справедливы, но ведут к печальным экономическим последствиям. Вообще политическая экономия учит, что благосостояние государственного хозяйства зависит от благосостояния частного хозяйства и что поэтому для доставления средств казне не следует разрушать благосостояния частных хозяйств, так что фискальные интересы должны стоять позади общеэкономических интересов, и только в чрезвычайных случаях государственной жизни, когда вопрос идет о сохранении независимости и целости государства, финансовые соображения должны иметь перевес, хотя бы это влекло за собою временное разрушение благосостояния частного хозяйства. Когда же эти чрезвычайные обстоятельства пережиты, то должно принять меры, чтобы поправить то, что было разрушено в тяжелое время. Таким образом, в силу своего особенного влияния на финансовую науку политическая экономия и общее государственное право являются для нее главными вспомогательными науками.

Но и все другие государственные науки могут быть тоже пособием финансовой науки в качестве вспомогательных наук. К числу таких относятся так называемые камеральные науки. (Это название в настоящее время почти перестали употреблять, заменив его в немецкой литературе другим, также не особенно удачным названием - «частная экономика» - Privat-Oeconomik.) К камеральным наукам относили прежде все те науки, которые имеют в виду государственную казну, т.е. касаются извлечения государственных доходов из разных источников. Таким образом, в состав этих наук входили и науки, относящиеся к сельскому хозяйству, и горной части (технология, химия, др.), насколько они служили вспомогательными науками при извлечении доходов из разных видов государственных имуществ; сюда же подходила и финансовая наука, как дающая общие сведения о способах получения дохода, а также примыкали и другие государственные науки. И теперь камеральные науки могут служить для указания лучших способов извлечения доходов из государственных имуществ; но главным образом они могут быть употребляемы как пособие для изучения частных хозяйств с целью отыскания данных для правильного обложения их в пользу государства.

Таким образом, все науки, входящие в состав так называемых камеральных наук, могут служить пособием для изучения финансовой науки, хотя далеко не в той мере, как прежде, когда все финансовые средства государства сосредоточивались на государственных имуществах.

К числу вспомогательных наук финансовой науки может быть отнесена и история, как общая, так и финансовая. История вообще и история финансов в частности могут служить пособием для уразумения известных финансовых отношений настоящего времени. История может указать, почему известные явления теперешнего времени такие, а не иные; она может уяснить рядом исторических факторов причину такого, а не иного состояния финансового управления в современном государстве. Впрочем, многие из фактов, даваемых финансовой историей старых времен, мало имеют значения для отношений настоящего времени и служат больше для удовлетворения любознательности, чем для известного руководства; но новейшая история, общая и финансовая (в особенности история Англии и Франции), дает для финансовой науки обильный запас хороших данных для постановки и выяснения различных финансовых вопросов.

Древняя и средневековая история, бесспорно, интересна и поучительна; но она не совсем пригодна для проведения параллелей и для извлечения из них доводов в пользу финансовых мер, потому что теперь народились такие начала, которые вовсе не были известны древнему миру. К числу таких начал относятся: принцип гражданского равенства, принцип свободной конкуренции в экономической жизни и т.п. Все эти новые понятия, которые появились только в новейшую эпоху жизни европейского государства, неприменимы к древней и средней истории, когда крепостная зависимость была в полном ходу, когда личность не имела значения, когда идея гражданского равенства не существовала. С этими новыми понятиями народились и новые юридические отношения и нормы.

Затем статистика также может служить вспомогательной наукой для финансовой науки, потому что она дает необходимые для нее численные указания. Так, она дает общие сведения о численности населения, о величине и способах заработков, о распределении классов населения по зажиточности и вообще о народном богатстве. Все эти сведения необходимы для финансиста, как скоро он начинает применять свои теоретические познания к данному месту и времени. Далее, финансовая статистика собирает разные сведения о доходах и расходах того или другого государства, что в свою очередь дает возможность с надлежащей правильностью оценить общие результаты финансового хозяйства, а это весьма важно для финансовых и иных соображений, и т.д.

Общая и финансовая статистика в связи с историей финансов выясняют вообще достоинства и недостатки систем, действовавших и действующих в финансовом управлении того или иного государства, что может служить полезным указанием на будущее время. Наконец, они дают материалы для подкрепления положений финансовой науки и обильный запас доказательств для разных выводов и для дальнейшей разработки теории науки.

К числу вспомогательных наук обыкновенно причисляют еще так называемую «Политическую арифметику», которой в новейшее время дают название «Государственное счетоводство». Это есть не что иное, как отрасль прикладной математики, служащая руководством к производству вычислений, какие встречаются в финансовом деле, напр., к вычислению процентов по государственным долгам, к вычислению процентов окладов, податей и т.п. К числу наук вспомогательных для финансовой науки принадлежит еще наука государственного благоустройства, хотя последняя рассматривает общие им вопросы с иной точки зрения. Так, напр., та и другая рассматривают монетное дело, железнодорожное дело и т.п., но рассматривают их с разной точки зрения. Так, наука государственного благоустройства рассматривает эти предметы с точки зрения государственного благоустройства, указывает, напр., условия хорошего устройства почтового, монетного дела и т.п.; между тем финансовая наука, хотя и не забывает, что почтовое, монетное дело и т.п. есть такое дело, которое государство берет в свое ведение для доставления услуг частным лицам, но все-таки смотрит на это главным образом как на источник государственных доходов, потому что выделка монеты, содержание почт, телеграфов и т.п. могут доставить некоторые выгоды финансовому хозяйству.

Наконец, важным подспорьем для финансовой науки служит и положительное финансовое право различных государств как факт государственной жизни, дающий возможность для выводов, предположений и т.п. В особенности при изучении нашего финансового права очень важно знакомство с финансовым правом главнейших европейских государств как дальше нас ушедших в развитии своего строя.

Некоторые стараются дать финансовой науке общие положения, начала, принципы, которые обнимали бы собою всю идею науки, указывали бы существо ее. Попытки указать такие начала встречаются довольно рано.

Хотя финансовая наука в том смысле, как ее понимают теперь, существует не очень давно, хотя долгое время смотрели на нее лишь как на сборник практических правил для государственной казны, но уже довольно рано мы встречаемся с некоторыми указаничми на ее руководящие начала. Так, напр., известный писатель Боден в своем сочинении «Six livres del a republilgue (1576г.)» указывает на необходимость «честным образом» собирать государственную казну, также внушает, что не следует разорять народ поборами. Вообще он проводил принцип благоразумного распоряжения финансами государства. В то время, когда нечестные способы составления государственной казны были в ходу, выставление подобного принципа было немалой заслугой. Но, к сожалению, как этот принцип, так и многие другие, выставленные разными писателями, не были принимаемы правительствами к сведению. Другие писатели XVI и XVIIвв. тоже вообще опираются на этот принцип, указывая на необходимость честности в финансовом деле. Но в то же время являлось иногда сомнение в возможности существования финансовой науки. Так, итальянский писатель Макиавелли (не автор трактата II principe о государе, а другой, писатель XVIIIв.) говорит, между прочим, что финансовая наука как таковая должна бы иметь какие-нибудь неопровержимые истины, положения, а между тем в ней он таких истин не усматривает. Все дело в этой науке сводится, по его мнению, к известному навыку и ловкости в обирании граждан. Сомнение в возможности самостоятельности финансовой науки мы встречаем даже и в нынешнем столетии. Так, один из известных французских экономистов, Ганиль, говорит, что и до сих пор государство заботится о приобретении средств для своих нужд, не обращая при этом внимания на самые способы, что правительство в своей финансовой деятельности поступает точно так же, как дикарь, который рубит дерево для того только, чтобы собрать с него плоды, не обращая внимания на то, что в будущем ему-это дерево не принесет уже плодов.

Даже в начале 1860-х гг. французская писательница M-lle Royer («Theorie de I'impot», 1862г.), говорит, что финансовая наука еще только лепечет свои первые формулы. Подобное заявление во французской литературе неудивительно; потому что во французской литературе финансовая наука стала полнее разрабатываться только в последнее время, а главное - французские писатели мало знакомы с германской литературой, в которой уже с половины прошедшего столетия стала разрабатываться эта наука как наука самостоятельная; между тем как во французской литературе только с половины нынешнего столетия начали появляться более или менее обширные трактаты по этому предмету. Если сомневаться в самой возможности существования финансовой науки, если думать, что все дело состоит здесь в практической ловкости, то, конечно, мудрено найти какое-нибудь точное определение содержания науки; а между тем в немецкой литературе уже в половине прошлого столетия мы встречаемся с попытками выставить точное определение области финансовой науки. Сочинения Юсти и Зонненфельса положили, можно сказать, первые рациональные основания финансовой науки. В этих сочинениях мы встречаем и первые научные попытки определить ее содержание, хотя определения Юсти и Зонненфельса несколько расходятся. С определением Юсти сходны позднейшие определения немецких писателей Якоба, Юнга и Содена. Все эти три писателя определяют финансовую науку как науку о правилах, по которым нужные для покрытия государственных расходов средства собираются и расходуются наиболее целесообразно. Но определение Зонненфельса несколько короче и теснее; он определяет финансовую науку как собрание тех правил, при помощи которых государство удобнейшим образом получает свои доходы. В первом определении показывается, что и расходование входит в круг ведения финансовой науки, между тем как, по определению Зонненфельса, финансовая наука говорит только о собирании доходов. О расходах он не упоминает в своем сочинении, точно так же, как и многие другие писатели. Этот вопрос является несколько спорным: одни говорят, что финансовая наука должна касаться и способов расходования, а другие полагают, что она не должна говорить об этом, что она должна принимать расходы как факт, которому должно удовлетворить; между тем как рассмотрение вопроса о том, какие расходы могут иметь место и как должно относиться к тому или иному расходу, - есть уже дело политики государственного управления, а не науки финансов. Это мнение справедливо потому, что главная цель финансовой науки есть именно доставление государству средств, а самое расходование этих средств определяется общей политикой государства. Другие определения также подходят к указанным двум определениям. Один из известных старых финансистов «Harl» (1811) определяет финансовую науку как искусство доставления государственных доходов наилучшим образом, наиболее выгодного управления или наиболее целесообразного их употребления. Друлие определения носят более философский характер. Так, Фульда (1834) определяет финансовую науку как установление, развитие и выражение общих естественных правил для создания государственного имущества из имущества народного. Мальхус («Handbuch der Finanzwissenschaft und Finanzverwaltung», 1830) определяет финансовую науку как учение о положениях и правилах, при действии которых государство может собирать справедливейшим образом свои доходы, не истощая средств народных и не препятствуя, а содействуя частным лицам преследовать их собственные цели. Таким образом, в свое определение финансовой науки он вводит цель народного благосостояния. Один из наиболее почтенных старых представителей финансовой науки - Pay (профессор Гейдельбергского университета, начавший свою литературную деятельность в начале нынешнего столетия и продолжавший ее до последних дней своей жизни в 1870 г.) определяет финансовую науку кав учение о наилучшем устройстве правительственного хозяйства.

Введение в определение финансовой науки понятия о финансовой политике необходимо потому, что идею правильного хозяйства никогда не должно упускать из виду. Финансовое право не имело бы значения, если бы оно не имело в виду принципа правильного ведения государственного хозяйства: можно хорошо собирать доходы, но употреблять при этом совершенно нерациональные способы расходования и т.д. Новейшие писатели вводят также идею финансового хозяйства в свои определения. Так, Умпфенбах («Lehrbuch der Finanzwissenschaft», 1859-60) определяет финансовую науку как «систематическое изложение тех оснований, по которым можно судить о возможных размерах государственных потребностей, выделять из народного дохода потребную сумму в доход государственный и употреблять согласно с общественными целями». Затем Лоренц-Штейн (Lehrbuch der Finanzwissenchaft, 1860, 1871, 1875, 1878) говорит, что финансовое хозяйство имеет три предмета: производство, потребление и воспроизведение финансов. Под производством он разумеет получение государственных доходов, под потреблением - расходование их, а под воспроизведением - те полезные результаты, которые являются следствием государственных расходов, т.е. приумножение народного богатства, народной безопасности, ограждение личности всех и каждого и т.п. Отсюда он определяет финансовую науку как первую часть государственного хозяйства, т. е. как учение о производстве государственных доходов. В последнем издании (1878) своего учебника он определяет финансовую науку как «учение о совокупности тех мер, при посредстве которых государство добывает хозяйственные средства для своих расходов». В новом издании учебника Pay профессором Берлинского университета Вагнером финансовая наука определяется как наука о финансовом хозяйстве, т.е. как «наука, которая указывает способы для получения и употребления вещественных средств, главным образом денег, необходимых государству для выполнения его функции (как высшей формы принудительного общественного хозяйства)». Наконец - по определению Леруа Болье - финансовая наука есть «учение о государственных доходах и их употреблении». Итак, в новейших сочинениях определение финансовой науки именно как науки о хозяйстве, изучающей способы приобретения средств, необходимых для достижения целей, обусловливаемых сущностью государства. Пополняя это определение, мы можем сказать, что финансовая наука есть наука о финансовом хозяйстве, изучающая способы наиболее удобного приобретения средств, необходимых для достижения целей, обусловливаемых сущностью государственного и общественных союзов. Дело в том, что финансовое хозяйство общественных союзов, т.е. провинций, земств, общин, входящих в состав государства, не может быть игнорировано финансовой наукой. Эти хозяйства с развитием самоуправления настолько приобретают значение, что нельзя трактовать в финансовой науке об одном государственном хозяйстве, не обращая внимание на хозяйство других общественных союзов. Следовательно, и в определение финансовой науки необходимо внести указание на эти хозяйства. До новейшего времени хозяйство общественных союзов совершенно почти игнорировалось финансовой наукой и только лишь в последнее время в новейших сочинениях упоминается об этих хозяйствах, и то вскользь, между тем как они получают все больше и больше значения по мере развития идеи самоуправления. Можно еще внести в определение указание на то, что способы приобретения доходов должны быть наиболее выгодны для государства и наименее невыгодны для подданных, потому что, вообще говоря, все сборы, взимаемые с народа общественною властью, составляют в частности лишение для подданных, некоторое отвлечение части дохода граждан, которую они могли бы употребить на свои ближайшие потребности. Поэтому желательно, чтобы в определение финансовой науки было внесено и указание на то, чтобы сборы в пользу государства как можно менее затрагивали народное благосостояние. Должны быть установлены известные пределы для предотвращения неразумного вторжения государства в частную собственность; пределы эти даются степенью пользы общественных трат: чем эти траты полезнее, тем они могут быть значительнее. Всякие бесполезные для общества траты должны быть по возможности ограничены. Здесь можно указать на совет Мотескье, выраженный в его «Духе законов», что не следует из народных доходов делать расходы для нужд воображаемых, что следует брать у народа не столько, сколько он может, а сколько он должен дать, т.е. что необходимо измерять государственные доходы размерами действительных потребностей государства.

Точное определение круга ведения финансовой науки необходимо; им устраняются такие требования от науки, исполнение которых - не ее дело. Так, некоторые старые экономисты (Ganilh) требовали от финансовой науки, чтобы она указывала способы, какими народ может добывать средства для платежа налогов. Но эти способы касаются уже народного имущества, народного дохода; а изучение условий образования народного дохода составляет задачу другой науки - политической экономии. Финансовая наука не создает источников народного дохода и не обязана заниматься их изучением, предоставляя эту задачу политической экономии. Достаточно для нее прямой задачи, а именно - заботы о доставлении государству средств для того, чтобы оно могло стоять на уровне тех требований, которые определяются значением его и его положением среди других государств.

Руководящие начала финансовой науки. Вопрос об основном руководящем принципе финансовой науки решается различно, например, Ganilh полагал, что таким девизом должны быть те руководящие начала, которые лежали в основе финансовой деятельности некоторых государственных людей, именно те принципы, которыми руководствовались, напр., Сюлли, Кольбер, Тюрго, Неккер, Питт; т.е. идеи порядка и бережливости (Сюлли), содействия народному развитию, торговле и промышленности (Кольбер), содействие свободе труда и применения экономических сил (Тюрго), публичности финансового хозяйства (Неккер), наконец - идеи неограниченного пользования государственным кредитом (Питт). Иные писатели, напр. Якоб, полагают, что принцип финансовой науки - содействие достижению целей гражданского общества. Действительно, это - задача науки, но не руководящий принцип ее. Юсти полагает, что финансовая наука должна иметь целью производить посредством имущества казны общее благосостояние государя и подданных, но это опять не цель ее, не руководящий принцип; потому что достижение этого благосостояния есть задача всей государственный деятельности, а не одной финансовой. Некоторые (Соден, Лотц) полагают, что финансовая наука должна так устроить все дело, чтобы как можно меньше обременять народ податями и повинностями, чтобы в этом отношении господствовала как можно более справедливость. Но бывают случаи в государственной жизни, когда приходится нарушать и эти вполне разумные требования. Итак, все эти указания имеют значение лишь полезных советов. Но это не суть руководящие начала, которые могли бы быть начертаны на знамени финансовой науки. Точно так же не более удачны попытки и новых учений в этом отношении. Так, Шеффле говорит, что высшее начало финансовой науки есть указание справедливого применения публичной власти к покрытию государственных расходов. И потому основанием финансовой науки он ставит принципы права - справедливое применение известных правил со стороны государства при употреблении государственных доходов. Но очевидно, и это не есть исключительное руководящее начало для финансовой науки: принцип права должен господствовать во всем государственном управлении, след., не составляет отличительного свойства финансовой науки. Далее, Leroy Beaulieu ставит более упрощенную формулу: забота о постоянном развитии народного богатства должна быть принципом финансовой науки. Это начало, пожалуй, могло бы быть принято основным принципом финансовой науки, если бы все государственные расходы были направлены к этой цели; но, к сожалению, далеко не все они имеют такой характер. Притом же это основной принцип другой науки - экономической политики. Вагнер говорит, что финансовая наука должна иметь в виду требования современного государства и общества, что при устройстве сборов и расходов она должна отвечать современному органическому воззрению на государство и самоуправление и должна иметь в виду не только финансовую, но и социально-политическую точку зрения т.е. влиять податною системою на распределение народного дохода. Но, заметим, решение социального вопроса - не дело финансовой науки. В окончательном выводе руководящее начало финансовой науки можно видеть в том, что она должна указать правильные и справедливые основания для пользования источниками государственных доходов, соответствующие времени и месту, и, словом, - тем условиям, при которых данное государство существует. В основе финансовой деятельности должны лежать принципы правды и справедливости.

Таким образом, основной принцип финансовой науки есть экономический и юридический вместе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: