Понятие финансов

I Публичные финансы и публичная финансовая деятельность.

Лекция №1.

Год.

Лектор – Килинкарова Елена Васильевна.

Лекции по Финансовому праву.

Финансовый контроль

Экзамен – теор.вопрос и 2 задачи с правовыми базами.

Готовиться только по УМК!! Но с учетом изменений законодательства.

Финансы – это категория, прежде всего, экономической науки, так же как цена, прибыль, кредит. ФП заимствовало это из экономической науки. Соответственно, такие понятия как «финансы» и «финансовые отношения» в экономической науке, а вслед за ней и в юридической используются как синонимы.

В понятии «финансы» можно выделить условно два аспекта: первый – экономический, второй – материальный.

(эконом.аспект) Финансы – это совокупность денежных отношений, возникающих в процессе распределения стоимости валового общественного продукта в связи с формированием фондов денежных средств у субъектов хозяйствования и публично-территориальных образований.

Второй аспект – материальный: финансы – это совокупность фондов денежных средств, которые формируются в процессе распределения стоимости валового общественного продукта.

Если в первом случае, финансы – это совокупность определенных денежных отношений в связи с формированием фондов денежных средств, то в материальном аспекте это как раз совокупность этих фондов денежных средств.

Финансы (в эконом.аспекте)→ признаки:

1. всегда денежные отношения,

2. распределительные и безэквивалентные отношения,

Термин «распределительные отношения». В соответствии с классической экономической теорией в хозяйственной деятельности выделяют 4 основные стадии:

- производство,

- распределение,

- обмен,

- потребление.

Финансовые отношения возникают на стадии распределения общественного продукта. В связи с тем, что это распределительные отношения, то они обладают свойством безэквивалентности. На стадии распределения имеет место односторонне, т.е. без встречного эквивалента движение денежной формы стоимости.

Для того, чтобы чуть-чуть опуститься на юридическую почву, рассмотрим финансовое отношение – уплата налога. При уплате налога происходит одностороннее движение стоимости, т.е. уплата налога не связана с предоставление налогоплательщику какого-либо набора услуг в соответствии с размером уплаченного им налога. Нет встречного эквивалента.

В рамках, например, товарно-денежных отношений в гражданском праве – договор купли –продажи – будет эквивалентность, двустороннее движение стоимости.

3. Соответствующие отношения связаны с формированием фондов денежных средств. При этом это могут быть как централизованные, так и не централизованные фонды. Фонды денежных средств могут формировать как субъекты хозяйствования, т.е. коммерческие организации, так и публично-территориальные образования, публичные субъекты (РФ, субъекты РФ, Муниципальные образования). Публичные образования формируют фонды денежных средств в форме бюджетов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты), а также в рамках государственных внебюджетных фондов.

Под централизованными фондами денежных средств обычно понимают соответствующие бюджеты. Под децентрализованными понимают средства организаций, при этом как частных, так и государственных. Т.о. получается, что централизованные фонды денежных средств формируют только публичные образования, а децентрализованные могут формировать как публичные, так и частные субъекты.

В литературе часто встречаются такие понятия, как «частные» и «публичные» финансы.

П.М. Годмэ (первый провел четкое разграничение между частными и публичными финансами) → основное различие обусловлено тем, что состояние частных финансов зависит от состояния рыночной экономики (законами рыночной экономики), а состояние и динамика публичных финансов определяется решениями государства и действиями публичной власти.

С учетом этого:

Критерий Публичные финансы Частные финансы
1.Возможность в принудительном порядке обеспечивать формирование фонда денежных средств Присутствует (налоги, иные обязательные платежи, иммунитет бюджетов) отсутствует
2. Наличие возможности управленческого воздействия на денежную систему Денежная система управляется государством (как правило, не зависит от воли частного собственника) Денежная система не зависит от воли частного собственника
3. Цель использования Осуществление общего интереса Ориентированы на извлечение прибыли
4. Размеры финансов По общему правилу, больше размеров частных финансов (хотя могут быть исключения – транснациональные компании и бюджет муниципального образования) Меньше публичных финансов

На современном этапе классификация на частные и публичные финансы проводится, как правило, по критерию субъекта.

В рамках финансовых отношений происходит распределение стоимости валового общественного продукта и формирование фондов денежных средств. Ключевое – формирование фондов денежных средств.

Происходит это у субъектов хозяйствования и у публично-территориальных образований.

Публичные финансы образуют ту часть распределительных денежных отношений, которая связана с формирование фондов денежных средств у публично-территориальных образований.

Публичные финансы – это система организованных государством и муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение, использование и контроль за использованием публичных фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций публичной власти.

Признаки публичных финансов:

1) цель – обеспечение публичного интереса,

2) материальной формой публичных финансов являются публичные фонды денежных средств.

3) субъектами управления являются уполномоченные на то публичные органы.

В состав публичных финансов как фондов денежных средств:

- средства бюджетов публично-правовых образований (федеральный бюджет, бюджет субъектов РФ и местный бюджет),

- средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Частные финансы (условное обозначение, используется в качестве антонима к термину «публичные финансы» - система денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование фондов денежных средств хозяйствующих субъектов.

II Соотношение публичных финансов и казны.

Определение «казны» закреплено в ст.214 – 215 ГК РФ.

Казна – это средства бюджета соответствующего публично-правового образования и иное имущество – государственное и муниципальное – которое не закреплено публичным субъектом за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями.

Соотношение в материальном аспекте:

  Публичные финансы Казна
Бюджеты публично-правовых образований Да Да
Бюджеты государственных внебюджетных фондов Да Нет
Иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями Нет Да

Частично пересекаются друг с другом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: