Предмет и метод финансового права

Место и значение финансового права в российской системе права

Понимание места финансового права в правовой системе долгие годы было дискуссионным. По этому вопросу можно выделить три позиции:

Первая группа ученых рассматривает финансовое право в качестве самостоятельной отрасли права. Причем в настоящее время такая точка зрения наиболее распространена. Но внутри такой позиции существует спор о моменте выделения (возникновения) финансового права. Поэтому в зависимости от взгляда на этот вопрос сторонники отраслевой самостоятельности финансового права условно подразделяются на две подгруппы.

Согласно воззрениям первой из них финансовое право сформировалось как самостоятельная отрасль путем выделения из государственного и (или) административного права. Среди ученых, придерживающихся такого подхода, М.В. Карасева, Р.О. Халфина, С.Д. Цыпкин, Б.Н. Иванов, Э.Д. Соколова и др.

Согласно второй точки зрения финансовое право изначально возникло как самостоятельная отрасль, одновременно с административным и государственным право. Сторонники такого подхода являются Н.И. Химичева, М.И. Пискотин, О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева, А.И. Худяков и др.

Третья группа ученых (В.К. Райхер, В.К. Андреев, И.С. Гуревич) отказывая финансовому праву в отраслевой самостоятельности рассматривает его в качестве комплексного образования (комплексной отрасли права). В 1972 г. в своей докторской диссертации И.С. Гуревич пишет, что «есть доказательства в пользу признания финансового права комплексной отраслью права, состоящей из пяти отраслей: 1) бюджетное право; 2) налоговое право; 3) банковское право; 4) страховое право; 5) правовая организация сберегательного дела»[6].

Со временем постепенно упрочилась точка зрения, согласно которой финансовое право – обособившаяся часть государственного и административного права, или возникшая одновременно с ними общность правовых норм, выделившаяся в самостоятельную отрасль в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественной значимостью.

Необходимо также отметить, что в советский период финансовое право долгие годы занимало скромное место. Основной массив регулируемых им отношений носил бюджетно-учетный характер. Однако после 1991г. в связи с глубинными преобразованиями российской государственности и реформированием экономики произошло адекватное этим процессам развитие налогового, валютного и банковского права. Продолжается формирование и становление банковской, денежной и налоговой систем страны.

Под предметом финансового права обычно понимаются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.

При этом следует учитывать, что указанное определение предметной области финансового права разработано в советский период истории России.

На настоящем этапе развития финансового права предметную область этой отрасли составляют общественные отношения, возникающие в сфере формирования, функционирования и развития финансовой системы Российской Федерации[7]. Сама же отрасль все больше приобретает комплексный характер.

Метод финансово-правового регулирования (или метод финансового права) представляет собой совокупность способов, приемов, средств правового воздействия на финансовые отношения. Если предмет финансового права показывает, «что» регулирует данная правовая отрасль, то метод – «как» это регулирование осуществляется.

В правоведении сложилось, в целом, верная установка, что каждая отрасль имеет свой специфический, сугубо отраслевой метод (гражданский, административный, финансовый, уголовно-правовой и т.д.), не сопоставимый с методами иных отраслей права. Однако этот тезис нуждается в правильной интерпретации. Дело в том, что исходные приемы, способы и юридические средства, используемые в правовом регулировании, одинаковы для всех отраслей права. Таким образом, дело не в самих искомых правовых средствах, которые носят универсальный, межотраслей характер, а в их особом сочетании и соотношении, определяемом отраслевой спецификой[8].

Основным методом правового регулирования финансового права в литературе называют публично-правовой метод властных предписаний. Между тем в настоящее время в финансово-правовой сфере все больше используются и частноправовые методы правового воздействия (например, административные договоры в сфере управления финансами и налоговые договоры).

Специфика финансово-правового метода.

1. Публично-правовой характер целевых установок. Подразумевает приоритет общегосударственных, публичных интересов над интересами частными. Главная цель финансово-правового регулирования – обеспечить государство финансовыми ресурсами для реализации публичных задач и функций. Последнее не означает режим государственного произвола, но делает акцент на то, что юридические средства в финансовом праве прежде всего призваны нормативно закрепить, реализовать и обеспечить защиту некоторого «общего блага», нередко через подавление «частноэгоистических» интересов частных лиц.

2. Атрибутивное участие государства. Государство в лице компетентных субъектов (органов, должностных лиц) – обязательный участник финансовых отношений, носящих, как правило, вертикальный характер. В этом основное отличие финансово-правового метода от методов частных отраслей права, где правоотношения возникают между формально равноправными частными лицами. По отношению к субъектам финансового права действует разрешительный тип правового регулирования: «Запрещено все, кроемее того, что прямо разрешено законом».

3. Властный характер финансовых правоотношений. Государственный участник выступает здесь как носитель компетенции, то есть обладает государственно-властными полномочиями. Последнее включает право издавать обязательные к исполнению правовые акты, требовать от третьих лиц их исполнения, контролировать финансовую деятельность субъектов, применять при необходимости меры принуждения. Именно поэтому метод финансового права иногда называют методом властных предписаний.

4. Преобладание обязывающих и запрещающих норм. Это обусловлено тем, что в основе финансовых правоотношений лежит требование к частным субъектам и финансовым органам государства обеспечить наполнение централизованных денежных фондов. Соответственно большинство норм финансового права являются обязывающими, хотя и запрещающие, и дозволяющие нормы здесь присутствуют. Отметим и приоритет абсолютно определенных финансово-правовых норм перед относительно-определенными.

5. Императивный характер правового регулирования. Предполагает детальную юридическую регламентацию и минимизацию свободы субъектов самостоятельно регулировать свое поведение в сфере финансовой деятельности. Диспозитивные элементы, предоставляющие участникам право самостоятельно регулировать свои финансовые правоотношения, присутствуют и в сфере финансового права, но они не являются преобладающими. Если возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частноправовых отраслях осуществляется по инициативе самих субъектов, то в финансовом праве - императивно, на основании предписаний закона. В сфере налогового права этот принцип выражается формулой «О налогах не договариваются».

6. Имущественный, а точнее денежный, характер большинства финансовых правоотношений. В этом главное отличие метода финансового права от родственного ему административно-правового метода, регулирующего организационные, управленческие отношения.

7. Финансово-правовой акт – основное юридическое средство. Если основной формой правового регулирования в гражданском праве выступает договор, в административном праве – административный акт, в конституионном праве – закон, то для финансового права характерным юридическим средством является финансово-правовой акт. В последнее время повышается роль договорного регулирования финансовых отношений. Увеличивается общее количество финансовых соглашений, среди которых можно выделить договоры об отсрочке (рассрочке) налоговых платежей, о реструктуризации бюджетной задолженности, о разграничении бюджетных и налоговых полномочий и др. особенно велика роль договоров и соглашений в сфере банковского права, фондового рынка, в международных финансовых отношениях.

8. Интернационализация. Конституцией РФ предусматривается прямое включение общепризнанных норм и принципов международного права, а также норм, содержащихся в надлежаще заключенных международных договорах, в правовую систему России. Таким образом, нормы международного права приобретают характер прямого действия, непосредственно порождают права и обязанности субъекта, подлежат применению в судах и иных государственных органах.

9. Формализованность финансово-правового регулирования. Означает большой объем и значение процессуальных норм и процедур. Это создает дополнительные гарантии для защиты и государственных, и частных интересов в сфере финансовой деятельности. Финансовая деятельность субъектов должна быть правомерной как по содержанию так и по форме. Строгое соблюдение процедур и процессуальных требований является обязательным условием законности финансовых операций.

10. Активное использование метода рекомендаций. Рекомендации, содержащиеся в различного рода письмах, обзорах, телеграммах, методических указаниях и других источниках, именно в сфере финансово-правового регулирования получили широкое применение и признание. При этом акты-рекомендации не имея общеобязательного характера и не обладая юридической силой, оказывают значительное ориентационное влияние на финансовое деятельность субъектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: