Центральный Банк РФ

ФНС.

ФС финансового и бюджетного надзора.

Федеральное казначейство.

Органы исполнительной власти, которые созданы для осуществления ПФД.

На федеральном уровне – МФ РФ, Федеральное казначейство (статус службы), ФС финансового контроля и надзора, ФНС.

Чем отличаются принципиально министерства и службы? Службы – контрольно-надзорные функции, министерства – нормотворческая выработка государственной политики в соответствующей сфере.

Статус МФ – в БК, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 «О Министерстве финансов РФ». Осуществляют выработку гос.политики и нормативное регулирование в соответствующей сфере, тот орган, который непосредственно составляет проект федерального бюджета. Также организация исполнения федерального бюджета, управление государственным долгом, методологическое руководство в соответствующей области бюджетного планирования, бюджетного учета и отчетности об исполнении бюджета.

Это служба. Правовой статус – БК РФ и Постановлением Правительства от 01 декабря 2004 года №703 «о федеральном казначействе». Наделено 2 основными функциями: кассовое обслуживание исполнения бюджета бюджетной системы РФ, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями. Функция по контролю является производной от функции кассового обслуживания, поскольку именно в рамках кассового обслуживания появляется возможность этого предварительного контроля за соответствующими операциями.

Постановление Правительства от 15 июня 2004 №278. Создана для осуществления, в первую очередь, финансового контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере. Еще одним направлением функция валютного контроля.

Таким образом, две службы, осуществляющие текущий контроль – ФК (предварительный) и ФС ФБН (последующий).

Действует на основании - НК РФ, Закона РФ «О налоговых органах РФ», постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 года №506 «Об утверждении положения о ФНС».

Применительно к ПФД – контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов. Проще – контроль за уплатой налогов и сборов и иных обязательных платежей.

Применительно к ФНС – спорный вопрос, является ли она органом специально созданным для осуществления ПФД. ФНС выполняет функцию главного администратора и администратора доходов, т.е. это участник бюджетного процесса, который ответственен за исполнение бюджета по доходам, т.е. ответственен за поступление определенной суммы в бюджет. Просто так вот получилось, что ФНС администрирует наиболее значимый доход для бюджетной системы – налоговый доход, но тем не менее ФНС не одинока, есть еще много главных администраторов доходов, например, федерального бюджета (они определяются в законе о соответствующем бюджете в приложении).

Теперь пару слов об уровне субъекта.

На региональном уровне не распространяются требования федерального законодательства «О системе ОИВ». На федеральном уровне – министерства, агентства, службы, между которыми у нас различия проводятся по видам полномочий. Субъекты на своем уровне не обязаны воспроизводить эту структуру. Поэтому функции Комитета финансов, который наделен полномочиями осуществлять ПФД, отличаются от МинФина. У МФ функции нормотворческие, выработка гос.политики, т.е. глобальные какие-то решения, а правоприменение, контроль отданы на откуп служб, агентств. Комитет по финансам занимается и нормотворчеством и правоприменением и контролем. Статус Комитета финансов определен Постановлением Правительства СПб от 5 мая 2004 года № 721 «О комитете финансов СПб». Основные полномочия – составление проекта бюджета СПб, исполнение бюджета СПб, осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля, составление отчета об исполнении бюджета СПб, консолидируемого бюджета СПб (это свод бюджетов на соответствующей территории), организация и осуществление бюджетного процесса, координация деятельности ОИВ в соответствующей сфере, организация межбюджетных отношений и иные задачи.

Ст.75 Конституции, ФЗ от 10 июля 2002 № 86 «О ЦБ РФ».

Правовой статус – дискуссионен. Если буквально толковать Конституцию, то ЦБ – самостоятельный орган государственной власти, поскольку ст.75 говорит, что защита и обеспечение устойчивости рубля является функцией ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов гос.власти. По сути, ЦБ – это главный банк страны, у него есть три основные цели деятельности:

- защита и обеспечение устойчивости рубля,

- развитие и укрепление банковской системы РФ,

- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В законе специально оговаривается, что извлечение прибыли не является целью деятельности ЦБ РФ. Что касается основных функций (перечень обширный, но основные):

- во взаимодействии с Правительством ЦБ разрабатывает и проводит единую государственную кредитно-денежную политику,

- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег,

- организует наличное денежное обращение,

- осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы, если иное специально не установлено законодательством.

При реализации своих функций обладает значительной самостоятельностью. Во-первых, прямо указано, что все свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других органов власти. Во-вторых, имущественная самостоятельность, уставной капитал и иное имущество банка являются федеральной собственностью и изъятие и обременение этого имущества без согласия банка России не допускается. По тем вопросам, которые отнесены к компетенции ЦБ РФ, он издает нормативные акты в форме положений, указаний и инструкций, которые являются обязательными для всех органов власти, ЮЛ и ФЛ. Таким образом, ЦБ обладает двойственным статусом, с одной стороны, он является ЮЛ, т.е. обладает гражданской правосубъектностью, может заключать сделки, но, с другой стороны, на ЦБ РФ возложены публичные функции, что приводит к ограничению его гражданской правосубъектности. В частности, ЦБ может осуществлять банковские операции только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительством РФ.

Если рассматривать вопрос об участии ЦБ РФ в ПФД, то давайте вспомним, что ПФД властная деятельность (это её первый признак). Получается, что среди всех рассмотренных функций ЦБ властная – организация денежного обращения. Что касается функции по обслуживанию счетов бюджета, то такое обслуживание происходит на основании договора, который имеет (по мнению нашей кафедры) гражданско-правовую природу, поэтому обслуживание счетов не в полной мере ПФД.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: