Тема 6. Человеческий капитал
6.1. Качество рабочей силы
6.2. Инвестиции в человеческий капитал
6.3. Инвестиции фирмы в человеческий капитал
6.4. Образовательные сигналы на рынке труда.
6.1. Трудовой потенциал- совокупность качеств человека, определяющая возможность и границы его участия в трудовой деятельности.
Человеческие ресурсы- здоровье, физическая сила человека, образование и профессиональные навыки.
Человеческий капитал- воплощенная в индивиде способность приносить доход.
Человеческий капитал можно разделить на 3 части:
1) Капитал- здоровья (либо базовый, либо приобретенный).
2) Капитал- образования
- базовый;
- творческий;
-профессиональный.
3) Капитал- культуры (капитал общей культуры, капитал экономической культуры, организационная и капитал культуры потребления)
К человеческому капиталу можно отнести потенциал трудовой мобильности.
Человеческий капитал неотделим от человека.
Знание и навыки можно получать без инвестиций, например на рабочем месте.
|
|
Человеческий капитал как и физический подвергается физическому и моральному износу (человек стареет- не может того что делал в молодости, могут устаревать знания).
6.2. Инвестиции в человеческий капитал- затраты человека:
1) которые наращивают его человеческий капитал(расходы на образование, приобретение опыта, улучшение внешности и здоровья)
2) Расходы на миграцию и поиск работы
Кто может осуществлять инвестиции в человеческий капитал- сам работник (сам могу заработать деньги и повышать человеческий капитал, семья, спонсоры, государство).
Инвестиции в человеческий капитал-инвестиции в образование.
Инвестиции в образование являются основными и наиболее распространенными и глубоко исследованными направлениями инвестиции в человеческий капитал.
Более образованный человек получает более высокое вознаграждение за труд, так как обучение повышает квалификацию и производительность работника, вырабатывать специальные навыки, знания и привычки.
Более высокий уровень образования свидетельствует о более высоких способностях, которые сами по себе делают работника более полезным работодателю.
Высшее образование Среднее образование Среднее образование Начальное образование |
Доход |
Возраст |
ü С ростом уровня образования средние заработки людей так же растут;
ü Графики ‘возраст- доход ” имеют выпуклую форму, так как в начале трудовой жизни заработки растут особенно быстро;
ü С ростом трудового стажа различия в заработках, связанных с образованием, увеличиваются;
ü У мужчин степень выпуклости графиков больше.