Бюджетный дефицит – превышение доходов бюджета над его расходами. В России бюджетный дефицит наблюдался с 1989 г и до 1995г для его покрытия использовали денежную эмиссию.
Эмиссия денег с 95 года, для финансирования бюджета не применяется. В соответствии с бюджетным законодательством используются следующие источники финансирования дефицита бюджетов:
1) внутренние источники финансирования дефицитов бюджетов:
– кредиты Центрального Банка,
– государственные ценные бумаги,
– бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов, от бюджетов др. уровней,
– прочие источники внутреннего финансирования.
2) источники внешнего финансирования (только для федерального бюджета):
– кредиты международных организаций,
– кредиты правительств иностранных государств,
– кредиты иностранных коммерческих банков и фирм,
– изменение остатков средств бюджета и прочие источники финансирования.
В РФ дефицит – профицит бюджета составлял в млн. руб.: 1998 = - 101,370,5, 1999= - 58882,1;0; 2002г=178331,9; 2003г=72156,4; 2004г=83403,4; 2005=278111,8; 2006г=775,943,8
За счет средств профицитного бюджета образованы государственные резервы и Стабилизационный фонд РФ (до 2008 г), фонд национального благосостояния и Резервный фонд.
Бюджетная система – особые экономические отличия, регулируемая нормами право, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации.
Бюджетное устройство – организация бюджетной системы и принципы ее построения. Организационное построение бюджетной системы зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя 2 уровня:
- государственный бюджет;
- местные бюджеты.
Бюджеты субъектов федерации
Бюджетная система РФ состоит из 3-х уровней:
- верхней: федеральный уровень бюджета государственных и внебюджетных фондов.
2-й уровень: субъекты федерации (республики в составе РФ), 10 окружных бюджетов, городские бюджеты Москвы.
3-й уровень: местные бюджеты (29000 городских, районных, поселковых и с/х бюджетов)
Сосредоточение финансовых ресурсов позволяет соотносящим органам государственной власти и управления иметь финансовую базу для реализации своих полномочий. При этом важно чтобы доходная и расходная части бюджетов по составу находились в полном соответствие с разграничением функций органов государственной власти по уровням управления. Т.к. роль региональных, местных органов власти в регулирование экономических процессов, а их функции существенно расширились. Совокупность бюджетов всех уровней на соответствующей территории образует консолидарный бюджет.
Консолидарный бюджет области
областной бюджет. Бюджет бюджет районов
городов
сельские, районные бюджеты
поселковые бюджеты городов
районные
подчинения