Рассмотрим организацию и методику проверки расходов на рекламу

Любая организация может осуществлять рекламу любых товаров (работ, услуг), идей, начинаний и т.д. Организация может рекламировать товары, которые она не производит, не приобретает и не реализует, например товары, производимые и реализуемые материнскими или дочерними обществами. Организация может рекламировать идеи и начинания, не связанные с ее уставной деятельностью.

Однако в соответствии со ст.264 НК у организаций-налогоплательщиков к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, учитываемым в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, относятся расходы на рекламу только:

- производимых (приобретенных) и реализуемых товаров (работ, услуг);

- деятельности налогоплательщика;

- товарного знака;

- знака обслуживания.

К прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, учитываемым в целях определения налоговой базы, не могут быть отнесены, в частности, следующие расходы на рекламу:

1) расходы на рекламу товаров (работ, услуг), которые налогоплательщик не производит, не приобретает и не реализует;

2) расходы на рекламу деятельности других организаций;

3) расходы на рекламу товарных знаков и знаков обслуживания, которые налогоплательщик не использует в целях производства и реализации товаров (работ, услуг);

4) расходы на рекламу идей и начинаний в тех случаях, когда идеи и начинания не связаны с деятельностью налогоплательщика по производству и реализации товаров (работ, услуг).

Проверка расходов на рекламу производится в следующем порядке:

1. Проверяется наличие расходов на рекламу в организации;

2. Проверяется состав расходов на рекламу;

3. Проверяется наличие подтверждающих документов;

4. Проверяется соблюдение условий включения расходов на рекламу в прочие расходы, связанные с производством и реализацией, учитываемые в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Расходы на рекламу отражаются в бухгалтерском учете по дебету 43 счета. По содержанию первичных документов инспектор определяет наличие и состав расходов на рекламу.

Важно отметить, что в статье 264 НК РФ установлено два типа расходов на рекламу:

1) ненормируемые расходы на рекламу;

2) расходы на рекламу, признаваемые для целей налогообложения прибыли в пределах нормы.

К расходам первого типа относятся следующие расходы:

- расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;

- расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

- расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

К расходам второго типа относятся все остальные расходы на рекламу, например расходы на изготовление рекламных сувениров, расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний.

В этом случае расходы, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, полученной за отчетный (налоговый) период в соответствии с выбранным методом признания доходов.

Расходы на рекламу принимаются к учету для целей налогообложения при наличии подтверждающих документов:

- договора;

- счета на оплату;

- платежные документы;

- накладные;

- ведомости на оплату работ по изготовлению рекламы;

- акты на списание материалов и т.д.

Рассмотрим пример: Организация в 1 квартале текущего года принимала участие в выставке товаров. Расходы на участие составили 30000 руб. Расходы на изготовление рекламных сувениров составили 5000 руб. Вся сумма была учтена в составе прочих расходов для целей налогообложения.

Выручка от реализации за 1 квартал составила 480000 руб.(без НДС).

Инспектор должен проверить наличие документов, подтверждающих произведенные расходы и проверить правильность включения их в состав прочих расходов.

Расходы на участие в выставке принимаются в полном объеме, а расходы на изготовление рекламных сувениров по норме. Определим норму:

480000 х 1 % / 100 % = 4800 руб.

Расходы на изготовление сувениров должны быть приняты для целей налогообложения в сумме 4800 руб.

Выявленные факты завышения расходов фиксируются в акте проверки и пересчитывается налоговая база по налогу на прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: