Доходы и уровень благосостояния покупателей

2.1. Товары низшей категории (не обязательно низкого качества) — товары, спрос на которые изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода, т.е. возрастает при снижении дохода. К таким товарам относят маргарин, ливерную колбасу, подержанные вещи и т.д.

2.2 Нормальные товары товары, спрос на которые находится в прямой зависимости от изменения денежного дохода, т.е. падает при снижении дохода. Большинство продуктов — нормальные товары.

3. Вкусы и предпочтения покупателей. Они не только различны, но и в значительной степени изменчивы.

4. Ожидания. Ожидание повышения цены на товар в будущем вызывает повышение спроса на него сейчас.

5. Число покупателей влияет на совокупный рыночный спрос как сумму их индивидуальных спросов.

Предложение этопредставленная на рынке готовность продавца продать определенное количество товара при определенных условиях в определенный момент времени.

Объем предложения QS количество товара, которое продавец или группа продавцов желают продать в единицу времени при определенных условиях.

Цена предложения PS — минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Функция предложения зависимость объема предложения от определяющих его факторов.

В общем виде функция предложения является функцией многих переменных:

где объем предложений i- го товара; Li характер применяемой в производстве i- го товара технологии; P1…Pk - цены товаров; Ti — налоги и дотации, установленные i -ому товару; N — природные условия; t — время.

Если предположить, что все факторы, кроме цены Рi, неизменны, то получим функцию одной переменной — функцию предложения от цены

Qs= QS(P)

Предложение показывает то количество продукта, которое (при прочих равных условиях) будет предъявлено на рынке при разных ценах.

Эту функцию можно задать тремя способами: табличным,аналитическим, графическим.

1) Табличное задание.

Р, руб./кг          
QS, кг          

2) Графическое задание


Р (руб./кг)

При изменении цены товара происходит изменение объема предложения, но сама кривая SS остается неизменной. При изменении хотя бы одного фактора функции предложения, например Li,происходит изменение предложения изменение самой кривой предложения.

Увеличение предложения может произойти по следующим причинам:

1) понижение цены на применяемые в производстве данного товара ресурсы;

2) понижение цен на товары, которые являются «конкурентами» данного товара в производстве;

3) повышение цен на товары, производимые «совместно» с данным товаром;

4) улучшение технологии производства данного товара;

5) уменьшение налога или введение дотации на данный товар.


6.2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Взаимодействие спроса и предложения — это установление баланса интересов продавцов и покупателей на рынке.

На рынок пришли покупатели «со своей кривой спроса DD» и продавцы — «с кривой предложения SS» в некоторый фиксированный момент времени t0. Пусть кривые DD и SS пересекаются в точке Е (см. рис.). В точке равновесия РЕ — равновесная цена, Qe равновесный объем следовательно рынок сбалансирован: ни у продавцов, ни у покупателей нет внутренних побуждений к нарушению равновесия.


Рис. Равновесие по Вальрасу

При любом отклонении от равновесной цены РЕ рынок будет «невидимой рукой» возвращаться к равновесию. При излишках подобное возвращение будет происходить в силу конкуренции продавцов, а при дефиците — через конкуренцию покупателей. Такой подход к описанию равновесия называют равновесием по Вальрасу.

Существует альтернативный подход к описанию равновесия — равновесие по Маршаллу. Маршалл в качестве независимой переменной выбрал объем предложения, а зависимой — цену. Механизм формирования равновесной цены по Маршаллу иллюстрируется на рис.

Если объем предложения больше равновесного (Q2 > Qe), то цена предложения больше цены спроса: PS(Q2)>PS(QE), и продавцы вынуждены снизить объем предложения. Если объем предложения меньше равновесного (Q1 < QE), то цена предложения меньше цены спроса: PS(Q1) < Ps(Qe), и продавцам выгодно повысить объем предложения. С такими действиями продавцов до установления равновесного объема QE согласны и покупатели.

Рис. Равновесие по Маршалу

Исторически сложилось так, что в аналитической теории оперируют функциями спроса и предложения по Вальрасу, а их графическими отображениями – по Маршалу.


6.3.ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А.Маршалл ввел понятие эластичности.

Эластичность — это относительное (выраженное в процентах) изменение одной переменной в ответ на относитель­ное (выраженное в процентах) изменение другой переменной. Эластичность – это изменение спроса и предложения в зависимости от цены и дохода или степень реакции спроса и предложения на изменение дохода и цены.

Изменение объема спроса и предложения при изменении цены на 1% есть коэффициент эластичности (Е):

Эластичность спроса это показатель степени чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены и дохода.

Следовательно, различают:

1. Эластичность спроса по доходу определяется изменением спроса на товар в зависимости от изменения дохода потребителя. С ростом дохода, товаров приобретается больше.

Если для нормальных (роскоши) товаров увеличение дохода вызывает повышенный спрос, то эластичность будет положительной, для товаров низшего качества увеличение дохода означает уменьшение спроса, эластичность отрицательная. Для товаров первой необходимости эластичность будет нулевой.

2. Ценовая эластичность спроса (эластичность спроса по цене), показывает, насколько изменяется объем спроса на товар (%) при изменении его цены (%):

Например, если цена товара снизилась с 5 до 3 р., то спрос возрастает от 3 до 6 ед. при цене 5р. Продали 3 ед. (5*3=15р.), при цене 3р., продано 6 ед. (3*6=18 р.)

А) Эластичный спрос. При этом коэффициент эластичности по цене больше 1 (Ер1). Это означает, что со снижением цены растет спрос. Чем больше товаров имеет товаров-заменителей, тем выше его эластичность, т.к. покупатель может заменить более дорогие товары на более дешевые.

Б) Неэластичный спрос: . Изменение объема спроса меньше, чем процентное изменение цены, т.е. изменение цены меньше влияет на изменение спроса. При этом товары не имеют товаров-заменителей, следовательно, они неэластичны (картофель, сигареты, топливо, одежда).

В) Единичная эластичность: Процентное изменение объема спроса равно процентному изменению цены товара, т.е. снижение цены компенсируется соответствующим ростом спроса. Это означает, что при снижении цены увеличивается объем реализации за определенный срок, или при повышении цены уменьшается реализация. Доход в том и другом случае будет одинаковым (говядина, пиво, мороженное).

Г) Совершенно (абсолютно) неэластичный спрос: Ер=0. Объем спроса не изменяется при любом изменении цены. Товары не имеют заменителей (елка, инсулин, героин, без которых нельзя обойтись).

Д) Совершенно (абсолютно) эластичный спрос: Ер= Объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены или приводит к неограниченному потреблению, либо к полному отказу, например, помидоры летом для соления, соков и т.д.

3. Перекрестная эластичность спроса – это зависимость изменения спроса одного товара (автомобиля) от изменения цены другого товара (бензин). Она происходит при использовании взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров.

Перекрестная эластичность широко используется при проведении антимонопольной политики.

А) Положительная перекрестная эластичность имеет взаимозаменяющие товары (повышение цены на кофе вызывает рост спроса на чай).

Б) Отрицательная перекрестная эластичность обладают взаимодополняющие товары. С ростом цены одного товара потребления другого падает (стол, стул, автомобиль и бензин).

В) Нулевую перекрестную эластичность имеют товары, являющиеся нейтральными по отношению друг к другу.

Эластичность предложения это чувствительность, реакция предложения на изменения цены товара.

Виды эластичности предложения:

1) Совершенно неэластичное предложение. Изменение цены не приводит к изменению предложения.

2) Абсолютно эластичное предложения. Малейшее изменение цены вызывает сокращение предложения до 0.

3) Эластичное предложение (). Повышение цены вызывает увеличение предложения.

4) Неэластичное предложения (). Повышение цены вызывает очень небольшое изменение в предложении.

На эластичность предложения влияют следующие факторы:

1) Особенности производства. Если производитель товара при повышении цены может расширить производство или при понижении цены переключиться на выпуск другой продукции, то предложение этого товара будет эластичным.

2) Количество и качество товаров. Если товары не могут храниться длительное время, то эластичность будет низкой

3) Временной фактор. За короткое время производитель не может приспособиться к изменению цен и предложение будет совершенно неэластичным.

Теория эластичности спроса и предложения имеет большое значение на практике. Она помогает в определении размеров производства отдельных товаров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: