Обратная связь – это общий принцип управления любой сложной системы. Каналы:
· Слуховой: непрерывно слышим себя и можем корректировать все что угодно, кучу экстралингвистических и лингвистических параметров.
o Эффект Ламбардо: на слуховую обратную связь. Непроизвольное увеличение громкости речи под влиянием увеличения громкости окружающего фона.
o Эффект Томатиса: непроизвольное изменение частотных характеристик своего голоса в форме подстройки под частоту обратной связи. Если дать человеку его же речь со сдвинутым спектром, то он автоматически подстраивается. Эдакая самоимитация. Проявляется в процессе говорения.
· Костный: улитка находится в глубине височной кости, и, когда мы говорим, возникает эффект резонанса, который затрагивает череп. Он изменяет частоту своих колебаний в резонанс с теми, которые сейчас актуальны. И трясет улитку. Эта информация тоже анализируется и посылается в мозг. Этим объясняется эффект, когда мы не узнаем свой голос на записи. Просто костный канал не работает. Поэтому чувствуешь, что не ты говоришь и не так говоришь.
· Проприоцептивный, он же кинестетический. Связан с обратной связью от речевых мышц. Тоже мало осознаваемый канал. Помогает правильно все проговаривать, тонко артикулировать. Есть близкие артикулеммы, они могут похоже начинаться, и роль проприоцептивной обратной связи заключается в том, чтобы по ходу проговаривания непрерывно корректировать произносимую артикулемму.
o Если проблема тут, то получается афферентная моторная афазия. У них сохранны сенсорные речевые функции: они слышат, что неправильно говорят, и очень переживают по этому поводу.
o Когда дети учатся читать и писать, они пробуют это делать и проговаривают все-все-все. Причем, если их попросить зажать язык между зубами, они сразу ошибаются. Потому что у них отнимают сенсорные коррекции, без которых писать, например, гораздо тяжелее. Плюс, если следовать общей моторной теории речи, то получается, что проговаривание в принципе всегда помогает все понять.
o Эффект Ли. Если человеку давать его же речь, но сдвинутую на 100-200мс, то он начнет запинаться. Стал использовать для диагностики симуляции глухоты в армии. Если человек действительно оглох, то он читает текст и не запинается при подаче ему собственной сдвинутой речи. А заикающимся это наоборот помогает. Речевой круг. Сенсорная зона прямо говорить моторной, что она услышала. А моторная – как в 4 канале. И сдвиг на 200мс вгоняет зону Брока в ступор. Она отдает команду моторным нейронам и зоне Вернике, а ответа от нее не получает. Так можно вызвать судороги речевого аппарата.
o Заикание. Одна версия – перевозбуждение зоны Брока. И помогает слушать свою речь с задержкой им потому, что она оттормаживает зону Брока. Еще тренинг – на изменение спектра речи.
· Выдачи эфферентной моторной копии. Этот канал – внутримозговой. Зона Брока прямо посылает зоне Вернике копию отданной команды. «Сейчас будем говорить «Солнце взошло»». И тогда зона Вернике может услышать эту фразу и сравнить ее с копией.
Все эти каналы очень быстро и предельно синхронно работают, позволяя все оперативно анализировать и корректировать буквально на лету. Сознанию же в результате эволюции остаются самые «не-технические» функции: я думаю только о том, что я говорю.