Введение. Сегодня делаем обзор. Составляем гештальт. Сегодня будет 2 пары, в следующий раз непонятно, будет ли экзаменационная работа

Лекция 11.12.2012

Сегодня делаем обзор. Составляем гештальт. Сегодня будет 2 пары, в следующий раз непонятно, будет ли экзаменационная работа.

Речь – это самая сложная психическая функция в том смысле, что она опосредует все остальные. Невозможно функционирование психики взрослого человека без речи. Есть данные о том, что у взрослого человека в процессе любых психических процессов участвует зона Брока. Одна из интерпретаций: тотальная вербализация всех психических функций.

Речь – это самая поздняя психическая способность по порядку возникновения в антропогенезе.

Междисциплинарный характер изучения речи: нейролингвистика (Черниговская, например), нейропсихология (Лурия), афазиология (Лурия), физиология ВНД (Павлов), нейрогенетика (про врожденное и приобретенное), нейрофизиология (Бехтерева и др.). Все эти науки, которые концентрируются вокруг проблемы речи.

Предмет и объект. Мы были весь этот курс в общей психофизиологии, которая повторяет структуру общей психологии. Объект психологии и психофизиологии совпадает. Мы в этом курсе обсуждали людей и высших приматов, обладающих развитой вокализацией и начатками символической функции. Кстати, говорящие попугайчики тоже временами достигают высоких результатов. Отсюда мысль о том, что есть параллельные ветви эволюции. Линия развития интеллекта и вокальной функции в попугайчиках тоже дает свои результаты. А еще есть дельфины, которые обладают очень развитой психикой. Их проблема в том, что плавниками и зубами они сделать ничего не могут. Но формы коммуникации у них определенно сложные. Слоны. Судя по всему, тоже очень продвинутые животные. Но у них тоже проблемы с манипуляторами. У слонов даже похороны есть. В общем, у всех перечисленных есть промежуточная сигнальная система. Предмет – изучение нейронных механизмов речевых процессов.

Самый высокий уровень функции речи – то, что у нас в субъективном сознании. Но у этого, высшего уровня, есть еще «подстилка» из кучи других уровней, уходящих в бессознательные процессы.

Речь построена на очень тонких временных и моторных синхронизациях. В этом ее уникальность.

Уилсон: «Социобиология», рецензия есть на элементы.ру; про развилки, которые мы прошли в ходе эволюционного развития.

Дефиниции понятий речь и язык. Фердинанде Соссюр: язык – это исторически сложившаяся система знаков, а речь – это процесс передачи сведений с помощью языка, который является формой, а не субстанцией. Вообще, лучше использовать термин «речеязыковая функция».

Синтагматическая организация речи – это я говорю слово за словом. Парадигматическая организация – это система выбора нужного речевого кода. Речь – это скорее синтагматическая организация, передняя кора. А язык – парадигматическая организация, задние отделы коры.

Напомнили про экспрессивную и импрессивную речь. Импрессивная – совсем не пассивный процесс.

Письмо и чтение. Древние люди ничего не читали и не писали. 3000 лет до н.э. – то есть очень недавно – что-то такое началось. Психика уже сформировалась – и тут вдруг появилась такая новая культурная штука, которая стазу стала воспроизводиться в поколениях. Так и стала опосредоваться культурой речевая функция. Развитие письменной функции шло по культурным законам, и с каждым поколением она захватывала все больше людей. Письменная речь очень связана с тем, что Выготский назвал ВПФ. По сути, это есть механизм обсимволивания психических функций.

Мы можем записать очень много информации, а потом ее хранить. И получается, что это сильно расширяет речевую память. Вообще, культурное развитие человека – это усиление исходных функций. Например, сначала была рука, которая может запустить камень на какое-то расстояние, а сейчас есть баллистическая межконтинентальная ракета. В сенсорике то же самое: от увеличительного стекла из слюды до современных микроскопов. То же самое было с речью. Последняя концепция была связана с моралью. Есть такой ученый Назретян: гипотеза развитие технико-гуманитарного баланса. Если есть дисбаланс между моральным и техническим уровнем, сразу возникают большие проблемы вплоть до самоуничтожения. Развитие морали, кстати, тоже шло с большим участием письменной фиксации моральных норм.

Обязательно вспомнить идею о том, что письмо и чтение вовлекают новые зоны в уже существующие мозговые функциональные системы.

Идея саморазвития устной речи. В связи с этим надо не забывать про сензитивные периоды (после 10 лет уже невозможно научить говорить ребенка-маугли, например). Развитие устной речи – совершенно генетически детерминированная штука. У обезьян есть некий стопор, когда их учат жестовой речи. В начале они идут в обучении вровень с ребенком. А потом раз – и дальше не идет.

Внутренняя речь. Надо помнить определение. Особый вид речи, обеспечивающий и опосредующий устную и письменную речь. Две традиции работы с понятием. Одна – от Выготского и Лурии. Вторая – от Соколова. Тут запись моторной активности, сопровождающая решение определенных задач и проговаривание про себя.

Лурия: самая большая тайна – как сознание конвертируется в речь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: