Двойственная природа речезвуковой способности

Лекция 04.12.2012

Продолжаем про межполушарную асимметрию. Собираемся что-то обобщать. В следующий раз будет обзор всего курса. Через раз – устный или письменный опрос, который засчитывается на экзамене.

Противопоставление врожденной и приобретенной составляющих. Опять Хомский. От него идет линия, которая подчеркивает врожденность речи. Первая линия идет от бихевиоризма, теории деятельности и прочих, которые были за идею влияния социума в развитии.

Вообще, речь имеет довольно жесткие нормативы развития – это за врожденность. Еще один аргумент Хомского: речь – это прежде всего грамматика. Ребенок слышит речь окружающих, а она ведь очень неправильная. Как же ребенок так быстро ухватывает грамматические правила и структуры? Очевидно, что у него в мозге есть некий грамматический модуль, который наследуется и обладает свойством саморазвития. Хомский назвал это универсальной грамматикой. Если в правом полушарии есть некоторый неосознаваемый код в «клиповом» варианте, то универсальная грамматика – способ перевода этого кода туда-обратно.

Языки типа Пиджн (?!) – на островах Тихого океана проводили эксперименты. Такие языки образуются при смешении. Рабочие, которых завозили в середине 20го века на эти острова, должны были между собой как-то говорить. Использовали очень плохой английский, потому что других вариантов не было. Дети этих мигрантов – как они могут усваивать эту кашу? Эксперименты Биккертона (?). Это уже второе поколение птичьих языков. Оказывается, когда дети берут этот язык, они его очень сильно разворачивают. У них гораздо более сложная грамматика, которая работает в отдельной группе детей. Это тоже спонтанный вариант возникновения речи. Их грамматика может сильно отличаться от нормального английского. Но она общая для всей группы детей.

Вообще, в развитии языков очень много случайностей. Скорее всего, изначально был один или несколько праязыков. А все остальное – продукт модификации и спецификации этих исходных языков. Универсальная грамматика, про которую говорил Хомский, может совершенно по-разному реализовываться. В эксперименте Биккертона помимо всего прочего оказалось, что родители этих детей не усваивали их новую грамматику. Почему? Потому что есть сензитивный период для легкого усвоения грамматики.

Эксперименты с глухими от рождения детьми в Африке, Южной Америке. Исторически система обучения детей жестовому языку была не очень развита. Они не могли общаться, и школы были только обычные. Оказалось, что глухие дети, собранные вместе и обученные азам жестового языка, спонтанно изобретают свои языки со своими грамматиками. Сейчас уже есть жестовые языки разных стран. В принципе, есть даже переводчики с бразильского жестового языка на американский жестовый язык.

Еще одно доказательство врожденности – то, что говорит нам психогенетика о том, что существуют такие дефекты, которые устойчиво передаются из поколения в поколение.

Зеркальные нейроны в этом вопросе. Речь – это мегасоциальная функция. Копирование речевого поведения играет очень важную роль. Зона Брока находится, между прочим, там же, где зеркальные нейроны. По сути, у взрослых происходит копирование чужой грамматики за счет зеркальных нейронов, которые именно для этого и преднастроены. Зеркальные нейроны – не врожденные, а сформированные. Они формируются под конкретный репертуар двигательных программ, которые индивид наблюдает в онтогенезе. Формирование зеркальных систем – пример пластичности. А еще зеркальные нейроны могут работать во внутреннем плане. Может быть, наше внутреннее проговаривание идет именно за счет работы зеркальных нейронов. По некоторым данным, зона Брока может даже «командовать» всем остальным мозгом.

Получается, что с одной стороны система предзадана, но конкретная реализация ее, с другой стороны, конкретное содержание – это больше от среды.

*действительно, ну что может быть полезнее, чем мама?*

Еще один важный момент про зеркальные нейроны связан с Theory of mind. Это психическая функция, формирующаяся у высших приматов, которая связана с тем, что в психике индивида появляется идея Другого. Это очень важная штука: в сложном социуме нужно знать, что думает Другой. Зеркальные нейроны позволяют во внутреннем плане копировать другого человека вплоть до его тонкой мимики. И это позволяет предполагать, что он в данный момент думает и чувствует. Филогенетический базис для понимания интенций Другого. Скорее всего, развитие Theory of mind неразрывно связано с развитием речи в филогенезе. Ведь человек говорит – и надо понять, что он там говорит. Но понимание Другого – это в любом случае гипотеза. Если у человека слабый социальный интеллект, если плохо работает зеркальная система, то он плохо понимает окружающих.

Журавлев, «Как доказать, что мы не в матрице»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: