Коллективная безопасность

- система совместных действий государств в целях поддержания международного мира и безопасности, установленная Уставам ООН и осуществляемая в рамках этой всемирной организации, региональных организаций безопасности, организаций и соглашений по коллективной самообороне. К. б. является отражением понятия неделимости мира в том смысле, что в современных международных отношениях безопасность любого государства тесно связана с безопасностью всех государств, любое нарушение мира чревато опасностью для всеобщего мира. Понятие "К. б. " включает в себя следующие элементы:

1) систему общепризнанных принципов и норм международного права, важнейшими из которых являются запрещение применения силы и угрозы силой; разрешение международных споров исключительно мирными средствами; уважение суверенитета: равноправие государств; невмешательства во внутренние дела и др.;

2) систему мирного разрешения международных споров;

3) систему коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии;

4) систему коллективных мер по разоружению.

К. б. требует от государств реагировать на любые нарушения мира и безопасности в любом районе земного шара; сотрудничать друг с другом в обеспечении и укреплении международного мира и безопасности; оказывать помощь, в т.ч. и вооруженными силами, жертве агрессии и воздерживаться от оказания помощи государству-агрессору, участвовать в совместных действиях на основе Устава ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру, нарушения мира и акта агрессии. Система К. б. закреплена в Уставе ООН и в региональных соглашениях, предусматривающих создание региональных организаций безопасности. Универсальная система К. б. основана на положениях Устава ООН и охватывает меры мирного разрешения споров, меры разоружения и действия в случае агрессии (временные, превентивные и принудительные меры). Главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности в рамках всемирной системы К. б. возложена на Совет Безопасности ООН. Он является единственным органом ООН, который обладает правом предпринимать от имени ООН действия превентивного и принудительного характера, включая создание международных вооруженных сил. Региональные системы К. б. являются составной частью ее всемирной системы. Региональные соглашения и органы и их деятельность должны быть совместимы с целями и принципами Устава ООН. Главными в системе: региональных мероприятий К. б. являются меры мирного разрешения международных споров. Принудительные меры могут предприниматься региональными организациями только по решению Совета Безопасности и под его руководством, за исключением мер в отношении бывших вражеских государств. Совместные действия государств на основе их права на коллективную самооборону возможны для оказания помощи, в т.ч. вооруженной, государству, подвергшемуся вооруженному нападению. Договоры о взаимопомощи на случаи вооруженного нападения могут быть заключены предварительно на двусторонней или многосторонней основе. Региональные системы безопасности предусматривают оказание помощи государству- члену региональной организации в случае совершения на него вооруженного нападения.

26. классификация норм международного права

В настоящее время существуют различные виды международно-правовых норм. Эти нормы можно классифицировать по нескольким основаниям.

По характеру содержащихся в нормах предписаний можно выде­лять нормы-принципы, нормы-определения, нормы-правомочия, нормы-обязанности, нормы-запреты.

Нормы-принципы устанавливают основы международного пра­вопорядка, международного мира и сотрудничества. Так, в соответ­ствии с принципом добросовестного выполнения международных обязательств все государства обязаны добросовестно выполнять обя­зательства, вытекающие из договоров, международных обычаев, дру­гих источников международного права. Как уже говорилось, помимо норм-принципов, для всей международно-правовой системы сущест­вуют отраслевые нормы-принципы.

Нормы-определения раскрывают содержание тех или иных поня­тий, используемых в международном праве. Например, согласно ст. 1 международной Конвенции о взаимном административном содейст­вии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений 1977 г., «таможенное законодательство» (для целей Конвенции) означает все установленные законом или подзаконными актами положения о ввозе, вывозе или транзите товаров, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами.

Нормы-правомочия предоставляют их адресатам определенные субъективные права. Так, по Факультативному протоколу к Между­народному пакту о гражданских и политических правах 1966 г. каж­дый, чьи права, перечисленные в данном Пакте, нарушены, имеет право обратиться с петицией в Комитет по правам человека.

Нормы-обязанности устанавливают меры должного поведения субъектов международных правоотношений. На основании ст. 2 Пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. государства обязались гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или со­циального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.

Нормы-запреты фиксируют запрет указанного в них поведения:

«никто не должен содержаться в рабстве; рабство и работорговля запрещаются во всех их видах» (ст. 8 Пакта о гражданских и полити­ческих правах 1966 г.).

По своей роли в механизме международно-правового регулирова­ния различают регулятивные и охранительные нормы.

Регулятивные нормы предоставляют субъектам право на совер­шение предусмотренных в них положительных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию защиты междуна­родного правопорядка от нарушений, устанавливают меры ответст­венности и санкции по отношению к нарушителям.

По содержанию правил поведения международные нормы делятся на материальные и процессуальные.

Материальные нормы фиксируют права и обязанности субъек­тов, их правовой статус и т.д. Так, ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения 1992 г. устанавливает, что назначение пенсий гражда­нам государств — участников Соглашения производится по месту жительства.

Процессуальные нормы регламентируют порядок реализации ма­териальных норм. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (ст. 4) определяет, что получившее уведомление государство представляет в течение шести месяцев Комитету по правам человека соответствующие письменные объяснения.

По сфере действия различают универсальные, региональные и локальные нормы международного права.

Универсальные нормы охватывает своим участием большинство государств мира. Таковы, например, Устав ООН, нормы о нерас­пространении ядерного оружия и др. Региональные нормы дейст­вуют в пределах стран одного региона (право Европейского Союза, соглашения в рамках СНГ). Локальные нормы регулируют взаимо­отношения двух или нескольких субъектов международного права (например, договор между РФ и КНР о выдаче преступников 1995 г.).

29. Региональная система коллективной безопасности. Устав ООН (гл. VIII) допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности для поддержания международного мира и безопасности на региональной основе. При этом непременно должны выполняться следующие условия: действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района; никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН; все местные споры, возникающие между государствами какого-либо региона, должны разрешаться только мирными средствами; Совет Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в рамках региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности; любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.

Принудительные действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совету Безопасности.

Все это говорит о том, что любая региональная система коллективной безопасности может являться и является составной частью универсальной системы международной безопасности.

Региональными организациями коллективной безопасности являются:

на Европейском континенте - Организация Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г. и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1995 г. С 1955 по 1991 г. действовала Организация Варшавского Договора, которая осуществила вооруженное вмешательство во внутренние дела Венгрии в 1956 г. и Чехословакии в 1968 г., приведшие к человеческим жертвам. В рамках НАТО дважды были урегулированы споры между Грецией и Турцией, касающиеся континентального шельфа Эгейского моря и северо-западной части Кипра, оккупированной Турцией (было бы целесообразно и справедливо содержать миротворческие силы ООН на Кипре за счет НАТО, а не ООН, поскольку Греция и Турция являются членами НАТО). В 1962 г. мирным путем был разрешен так называемый "кубинский кризис" - ввоз и вывоз с Кубы ракетно-ядерного оружия СССР. В 1995 - 1996 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития в Боснии и Герцеговине.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ являются: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде (1980 г.), Вене (1989 г.), пакет документов "Хельсинки-2" (1992 г.) и в Будапеште (1994 г.), в том числе Кодекс поведения, касающийся военно-политических аспектов безопасности, создания антикризисных механизмов и проведения операций по поддержанию мира как между членами ОБСЕ, так и внутри любого государства - члена ОБСЕ.

Для урегулирования конфликтных ситуаций могут быть использованы: механизмы мирного разрешения международных споров; миссии специальных докладчиков; миссии по установлению фактов; миротворческие силы ОБСЕ при соблюдении тех же условий, что и при создании и действии миротворческих сил ООН. Решения принимаются Советом ОБСЕ на основе консенсуса с информированием Совета Безопасности ООН о всех предпринимаемых действиях. В рамках ОБСЕ рассматривался, например, военный конфликт в Грузии между центральным правительством Грузии и правительством Абхазии в 1994 г., наблюдатель ОБСЕ (Т. Гульдиманн) присутствовал и осуществлял посреднические функции при урегулировании вопросов вокруг Чечни в 1996 г.

30. КОНСУЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, пост. гос. органы внеш. сношений, осуществляющие охрану и защиту экон. и правовых интересов граждан и юрид. лиц своего гос-ва, выдачу виз, паспортов, совершение нотариальных действий. До 1918 К. у. работали при дипломатических представительствах своих стран или в особых помещениях (в 1809 франц. ген. консул Ж. Б. де Лессепс жил в доме франц. посольства на Миллионной ул., а ген. консул Испании А. Коломби - в собств. доме на М. Морской ул.). К нач. 20 в. К. у. были почти при всех посольствах и миссиях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: