Пути эффективного управления неформальными группами
1. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации. Поэтому руководству следует признать неформальную организацию, работать с ней и не угрожать ее существованию.
2. Выслушивать мнения членов и лидеров неформальных групп. Каждому руководителю надлежит знать, кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним, поощряя тех, кто не мешает, а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю, его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации.
3. Перед тем, как предпринять какие-либо действия, просчитайте их возможное отрицательное воздействие на неформальную организацию.
4. Чтобы ослабить сопротивление переменам со стороны неформальной организации, разрешите группе участвовать в принятии решений.
|
|
5. Быстро выдавайте точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.
Любая группа в организации – это общность людей, каждый из которых в процессе общения может оказывать влияние на других членов группы и сам подвергаться влиянию других. Выделяют следующие
Психологические способы взаимовлияния:
· заражение – эффект взаимного усилия эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Происходит на бессознательном уровне;
· внушение — способность воспринимать передаваемые в общении идеи, чувства, действия как свои собственные;
· подражание — сложное явление, которое может проявляться от слепого копирования поведения, жестов, интонации до сознательного, мотивированного подражания;
· соревнование — свойство сравнивать себя с другими людьми, быть «не хуже других»;
· убеждение — сознательное, словесное, аргументированное доказательство своих идей, поступков. Используя этот способ, руководители добиваются успехов в управлении персоналом;
· конформизм — подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.
· наличие сильного лидера группы, заинтересованного в успехе дела и способного оказывать влияние на организационное поведение сотрудников;
· оптимальные размеры группы, обусловленные производственной необходимостью и рекомендациями психологов и социологов;
· рациональная и социальная структура группы, которая складывается из статусно-ролевых отношений, профессионально-квалификационной структуры, половозрастного состава;
· формулировка четких целей группы в рамках организации, при которой каждый член группы должен знать, к каким результатам следует стремиться и в виде чего они будут выражены;
|
|
· создание благоприятного социально-психологического климата, характеризующегося здоровой критикой, свободным обсуждением идей, низкой конфликтностью, сотрудничеством и взаимопомощью;
· снижение уровня группового конформизма.
Важным в повышении эффективности деятельности групп является формирование организационной культуры фирмы, в которой будут проявляться: философия и идеология управления, ценностные ориентации, ожидание, групповые нормы, лежащие в основе характера отношений и взаимодействий как в целом по организации, так и в каждой ее группе.