Общая характеристика кадровой службы

Персонал – это личный состав организации, работающий по найму. Та часть персонала, которая официально числится в ее штатах, называется кадрами. В современном менеджменте люди перестали рассматриваться как рядовой фактор производства наряду с оборудованием и сырьем, затраты на который нужно минимизировать. Человек воспринимается как главный ресурс организации, от которого в решающей мере зависит ее благополучие. Такая ситуация отражает изменение роли человека в современном производстве, обусловленное следующим:

· обострением глобальной конкуренцией, существенно поднявшей «планку требований» по отношению к работникам и качеству их труда;

· опытом передовых компаний и Японии, добившейся значительных экономических успехов за счет персонала;

· повышением уровня образования работников, их квалификации, зрелости;

· изменением содержания труда, связанным с появлением принципиально новых технологий;

· развитием демократии на производстве и в обществе;

· ростом стоимости рабочей силы.

Управление персоналом как специальное направление деятельности стало формироваться на рубеже XIX и XX столетий. Специальные кадровые службы возникли в 1920–30-е гг. Они выполняли работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, присутствием в судах, выплатой заработной платы. Эти функции считались вспомогательными, а все основные решения по кадрам принимались высшим руководством

В структуре современной службы управления персоналом выделяют несколько блоков:

1) блок формирования персонала (комплектование, изучение, подготовка увольнение);

2) блок распределения и перераспределения персонала (первичная расстановка, профессиональная адаптация, перемещения);

3) блок создания условий использование персонала (охрана труда, организация медицинского и социального обслуживания, выработка методов стимулирования);

4) блок разработки нормативов по персоналу (производительности, расхода времени, оплаты труда);

5) подразделения по созданию и совершенствованию структуры и системы управления, осуществляющие ее анализ, проектирование, управление процессом формирования.

Работа служб персонала имеет два направления: тактическое и стратегическое.

В рамках первого осуществляется текущая кадровая работа по формированию, анализу состояния и определение потребности в кадрах, разработка штатных расписаний; набор, отбор, оценка персонала; тестирование; планирование перемещений и увольнений; текущий учет и контроль; подготовка, переподготовка и повышен квалификации работников; формирование резерва на выдвижение, воспитательная работа; разрешение конфликтов, проведение социальной политики.

Стратегическое направление работы служб персонала ориентировано на формирование кадровой политики организации, т.е. системы теоретических взглядов, идей, требований в области работы с персоналом, ее основных форм и методов

Важнейшим понятием управления персоналом как функции менеджмента является понятие человеческого капитала. Человеческий капитал представляет собой совокупность социокультурных и личностно-психологических свойств работников, знаний, навыков и способностей к осознанным действиям, постоянному совершенствованию и развитию.

Термин «человеческий капитал» идентичен по значению термину «человеческие ресурсы». Разница между ними состоит лишь в том, что первый больше употребляют в Западной Европе, а второй (с 1980-х гг.)– в США.

Выделяют следующие виды человеческого капитала:

1) общий (перемещаемый) в виде совокупности теоретических или достаточно универсальных знаний, которыми обладает работник;

2) специальный (неперемещаемый), под которым понимаются знания людей и специфики предприятия и своей работы, их личные связи, способы и культура общения, доверие к руководству. Этот вид человеческого капитала существует исключительно в рамках данной фирмы.

Основными характеристиками человеческого капитала являются:

· численность и структура персонала;

· духовное и физическое здоровье его носителей, обеспечивающее их нормальную трудоспособность;

· знания, опыт и квалификация;

· производственная и социальная активность;

· культурно-личностная ориентация;

· гражданская ответственность.

Человеческий капитал имеет ту особенность, что он не изнашивается, как в обычном случае, а сохраняется и увеличивается по мере своего использования (за счет приобретения нового опыта и знаний).

Управление человеческим капиталом (человеческими ресурсами) предполагает:

Ø осознание проблемы дефицита высококвалифицированного персонала;

Ø индивидуальный подход ко всем работникам;

Ø отказ от представлений о персонале как даровом благе, не требующем затрат со стороны работодателя, и признание необходимости инвестиций в его формирование и развитие;

Ø разработку специальной политики по управлению человеческим капиталом, справедливое вознаграждение персонала;

Ø осуществление стратегии занятости, обеспечивающей ее реальные гарантии; создание благоприятного морально-психологического климата;

Ø обеспечение участия работников и их представителей в управлении фирмой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: