Организационно-распорядительные методы управления
Организационно-распорядительные методы управления являются неэкономическими. Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении. К числу организационных методов относят:
· организационное проектирование;
· регламентирование;
· нормирование;
· привлечение работников к участию в делах фирмы и предоставление им права голоса при решении ряда проблем социального характера;
· облегчение возможности приобрести новые знания и навыки, что делает людей более независимыми, придает им уверенность в своих силах;
· обогащение труда, заключающееся в возможности получения работниками более содержательной, важной, интересной, социально-значимой работы, соответствующей их интересам и склонностям, требующей творческих способностей.
Последние три метода относятся к организационному способу стимулирования.
Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.). При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.
При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения. Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.
Распорядительные методыреализуются в форме: приказа; постановления; распоряжения; инструктажа; команды; рекомендаций.
Организационно-распорядительные методы позволяют:
· регламентировать деятельность (всей организации, структурных подразделений, должностей, функций);
· обеспечивать организацию нормативами (времени, численности персонала, нормативами выработки, концентрации вредных веществ, нормативами соотносительности, например преподавателей и студентов в вузе);
· поддерживать дисциплину (предостережение, разъяснение, ознакомление, советы);
· усиливать интерес к работе, трудовой энтузиазм, уверенность в своих силах.
Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны и тесно связаны с другими методами управления. Социально-психологические методы – это методы, использующие индивидуальное и общественное (групповое) сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании.
К социально-психологические методам относятся:
· социальное планирование;
· убеждение;
· внушение;
· личный пример;
· регулирование межличностных и межгрупповых отношений;
· создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность порученной работу, личную ответственность за ее результаты;
· присутствие вызова, т.е. обеспечение возможности каждому на своем месте показать свои способности, лучше справиться с заданием, ощутить собственную значимость. Для этого задание должно содержать известную долю риска, но и шансы на успех;
· признание авторства результата, например, отличившиеся работники могут получить право подписывать документы, в разработке которых принимали участие;
· моральное поощрение, например, высокая оценка деятельности работника, которая может быть личной (упоминания в отчетах, докладах руководству, персональные поздравления от администрации по случаю праздников или семейных дат) и публичной (объявление благодарности, награждение почетными грамотами, подарками, нагрудными знаками, занесение в книгу почета или Доску почета, присвоение почетных званий и т.п.);
· высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный и самоотверженный труд;
· создание и поддержание морального климата в коллективе, атмосферы взаимного уважения, доверия, заботы о личных интересах, терпимость к ошибкам и неудачам и др.
· предоставление всем равных возможностей вне зависимости от должности, вклада, личных заслуг, ликвидация зон, запретных для критики;
· продвижение в должности, которое дает и более высокую заработную плату (экономический стимул), интересную и содержательную работу (организационный стимул) и более высокий социальный статус, признание заслуг и авторитета (социально-психологический стимул).