Характеристика НТП как товар

Ценообразование на рынках НТП

Под НТПр принято понимать совокупность начно-технической информации, имеющей коммерческое значение и реализуемый потребителю преимущественно в нематериальной форме (в виде лицензий и научно-технических услуг).

К НТП как товару могут относиться:

· Законченные НИР;

· Конструкторские и технологические рботы;

· Изготовленные опытные образцы или установочные партии изделий, в том числе продукции, а также различные виды НТУ(услуг) (экспертиза, консультации, сервисное обслуживание, подготовка кадров и др.)

В целом результатами НТД (деятельности):

1. Новые знания, идеи, формулы;

2. Промышленные и лабораторные процессы нового характера для получения продукции или оказания услуг;

3. Процессы оптимизации производства продукции, оказания услуг;

4. Новые методы или новая аппаратура для реализации объекта.

5. Новые свойства существующей продукции

6. Оригинальные системы обработки информации

7. Ноу-хау

8. Опытные образцы

9. Новые методики обучения

10. Новые алгоритмы и программы для вычислительных машин

11. Новые архитектуры систем

12. Новые полезные модели и методы решения проблем и др.

Существует ряд необходимых условий рыночного ценообразования, в том числе:

· Экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения фирм;

· Коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, которая осуществляется по средствам совершения взаимовыгодных сделок;

· Наличие конкурентной среды;

· Содействие и защита договорно-контрактных отношений, гарантирующих возмещение потерь убытков и упущенной выгоды.

Всем этим условиям отвечает рынок НТП, которая выделяется из общей совокупности объектов интеллектуальной собственности и характеризуется рядом специфических свойств.

Фирмы, поставляющие на рынок НТП, а также приобретающие её, должны строить схему своего экономического поведения с учетом особенностей данного товара, а рыночный механизм должен содействовать совершению взаимовыгодных сделок между покупателем и продавцом.

Процесс создания и реализации НТП существенно отличается от производства и реализации традиционных товаров.

Рассмотрим основные различия:

1. Большинство традиционных товаров реализуется посредствам совершения сделок линейного типа «Товар-Деньги». Которые предполагают отчуждение товара и переход права собственности в процессе совершения сделка от продавца к покупателю.

2. Продажа же товара, являющегося интеллектуальной собственностью и в частности, НТП, чаще всего происходит на основе сделки сферического типа

Где I – число продаж, а n – определяется количеством потенциальных пользователей данной НТП.

При этом акт продажи не будет означать, что разработчик НТП лишается прав собственности на неё, так речь идет уже не об отчуждении товара, а только о его заимстования.

Для подобного товара также не характерно и приобретение его может не означать снижение его доступности для определенного числа других покупателей.

3. Продажа традиционного товара чаще всего анонимна и безлична, в то время НТП либо вообще создается для конкретного заказчика. В то время при которой продавец точноизнает кто заимствует его товар.

4. Не прдполагает спциального документального договара, котрый фиксирует финансовую и иную ответственность участников сделки по отношению друг к другу.

При реализации НТП обязательным является специальный документальный договор, который фиксирует как взаимную ответственность так и обязательство сторон, а также при необходимости принципы совместных действий.

5. Реализация НТП в большей степени происходит заочно, когда покупатель не имеет реальной возможности проверить наличие необходимых ему потребительских свойств товара и вынужден идти на определенный риск, ориентируясь на репутацию, либо гарантии фирмы-производителя. Следовательно, общественная полезность данного товара подтверждается на рынке зачастую еще до начала производственного процесса, а не после, как это имеет место в случаях традиционных товаров.

ТОРГОВЛЯ ЛИЦЕНЗИЯМИ И КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИХ СТОИМОСТИ

Фирма может продавать полученные ею НТР как запатентованное и нет, а также НТУ. Может приобретать НТП, отказываясь от самостоятельного её создания.

Наиболее интересным

Для разрешения отдельным лицам или организациям или использовать:

1. Изобретения, защищенные патентами

2. Технические знания

3. Опыт

4. Производственные секреты

5. Торговую марку

Согласно принятой терминологии продавец НТП в форме лицензии именуется лицензиаром, а покупатель лицензиатом. Платежи, осуществляемые лицензиатом имеют 4 основных вида:

1. Предварительное (опционные);

2. Основные

3. Оплата дополнительных услуг, предусмотренных лицензионным договором

4. Дополнительные косвенные расходы

Опционные платежи могут производиться по условиям опционного соглашения, которое предусматривает предварительно знакомство лицензиата с содержанием передаваемой разработки. Дополнительные услуги, подлежащие оплате могут включать в себя техническую помощь предоставления дополнительной информации, консультационные услуги по освоению лицензируемой техники и технологии.

Дополнительные косвенные расходы связаны с компенсацией лицензиара на контроль за использованием лицензии, качестве производимой по лицензии продукции.

Однако, основу всех расчетов составляют, несомненно, основные платежи

В мировой лицензионной практике существует несколько групп методов определения стоимости лицензии (основных платежей). При этом многообразие существующих подходов можно свести к следующим 5 методам:

1. Метод, рассматривающий лицензионное вознаграждение как компенсацию затрат или части затрат лицензиата на разработку им НТП. Такой подход отражает затратный механизм ценообразования и в рыночных условиях может иметь ограниченное применение, так как затраты на создание НТП не характеризуют в полной мере выгоду, которую получит лицензиат от использования лицензии и в силу этого не отражает взаимн

2. Метод, основывающийся на анализе цен, сформировавшиеся на аналогичные соглашения коммерческие условия заключения которых известны как текущие. Такой подход на принципе аналогии, может быть привлекателен свой простотой. Однако он не в полной мере отражает интересы сторон и не всегда применим из-за сложности нахождения адекватного аналога.

3. Метод, основывающийся на ожидаемых расходах клиента, которые он вынужден нести своими собственными силами


ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

Специфика ценообразования во внешней торговле.

Отличительной чертой ценообразования при осуществлении внешнеэкономической деятельности является относительной стабильность цен в сочетании с их высокой гибкостью.

Гибкость достигается путем применения системы различных доплат и скидок к БАЗИСНОЙ цене контракта, в том числе:

· На техническую сопоставимость

· На различие в комплектации

· На разницу в коммерческих условиях сделки

· На серийность или количество приобретаемого товара

· За постоянство отношений

· На различиях в условиях платежа

Разнообразие продукции затрудняет получение исходной информации для установления базисных цен на экспортируемые товары. ЕЕ источниками могут быть прейскуранты, различные справочные издания, дилерские и брокерские данные, цены предложений крупнейших экспортеров, счета и контракты по коммерческим сделкам, публикуемая и непубликуемая информация.

Для повышения обоснованности расчетных цен рекомендуется получение не менее трех конкурентных материалов об аналогичной продукции.

При этом базисная цена признается обоснованной, если после всех корректировок контрактная цена отклоняется от базисной не более чем +-25%. При необходимости импортной закупки машин, оборудования определяется круг стран и фирм, которым необходимо послать запросы на предоставление предложений.

Эти запросы составляются с учетом:

· Известности фирм на международном рынке соответствующего оборудования

· Имеющегося работы с поставщиками по соблюдению требований

· Сроков исполнения контрактов и другим требованиям.

Запросы рекомендуется направлять не менее чем трем инофирмам. Они должны содержать конкретную и достаточно полную информацию о предполагаемых закупках:

· Данные о ТЭХ оборудования или комплектного объекта в целом

· Технические требования к сырью используемому для производству продукции

· Схему технологического процесса

· Спецификацию оборудования

· Позиционные цены оборудования или цены по основным группам

· Расходы по страхованию, упаковке, транспортировки

· Стоимость ноу-хау

· Сроки и условия поставки

· Гарантии работы оборудования и сроки достижения проектных показателей и другие

УЧЕТ ТЕХНИЧЕСКОЙ СОПОСТАВИМОСТИ

Товар, реализованный по базисному контракту, может отличаться от товара, предлагаемого по новому контракту. В таком случае к базисной цене необходимо сделать поправку учитывающую различия в основных ТЭП. Это может осуществляться на основе баллового метода, входящих в группу параметрических методов ценообразования.

Однако, внешнеторговой практике часто применяют укрупненный проход базирующийся на следующе1 формуле

Где – Цн и Цб цена нового и базисного контракта

Пб и Пн - соответствено определяющий ТЭПсамаа

N – показатель учитывающей зависимость цены от определяющегося ТЭП, которого называют «коэффициент торможения», используемом для корректировки базисной цены внешнеторгового контракта

УЧЕТ ФАКТОРА ВРЕМЕНИ

В контракте международной купли/продажи различные способы установления цены:

· Твердая цена

· Цена с последующей фиксацией

· Скользящая цена

ТВЕРДАЯ ЦЕНА в носится в контракт после согласования между сторонами на переговорах и не подлежит изменению в ходе исполнения контракта. Твердая цена находит весьма широкое применения в практике внешнеторговых операций. Однако, используя этот способ использования цены следует помнить, что он лучше подходит для краткосрочных сделок.

Фиксация твердой цены в контрактах с более длительным сроком исполнения может привести к тому, что контрактная цена будет существенно отличаться от текущей рыночной цены, а это не выгодно одной из сторон.

Контракт с твердой ценой в коммерческой практике исключительного такого метода установления цены признается методом устранения ценового риска.

ЦЕНЫ С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ФИКСАЦИЕЙ в контракте непосредственно не указываются. В этом случае в статье цена товара описывается способ установления цены в будет.

Может быть предусмотрено установления контрактных цен по уровню биржевых котировок на день поставки или платежа либо по другим достоверным справочным ценам.

Б) предел изменения, которые не повлияют на цены товара (обычно 3-5%) в контракте

Покупателю может быть предоставлено право выбора момента фиксации цены в течении срока исполнения сделки с оговоркой, какими источниками информации о ценах ему следует пользоваться для определения уровня цены.

Такие сделки называются онкольными. Ценовой риск в контрактах с последующей фиксацией цены вполне очевиден. Этот ценовой риск качается как продавца так и покупателя и зависит от неустойчивости цены товара, являющегося объектом договора.

СКОЛЬЗЯЩАЯ ЦЕНА предусматривает фиксацию базисной цены в контракте, которая в течение исполнения соглашения может измениться по согласованному сторонами методу.

Такой способ установления цены может применяться в поставках сложнотехнических изделий.

Этот способ установления цены при поставки сырьевых товаров.

В этом случае цена контракта увязывается с изменением рыночной цены данного товара к моменту его поставки.

Скользящая цена на оборудование – это цена исчисленная в момент исполнения контракта путем пересмотра базовой цены с учетом изменений в издержках производства, произшедших в период исполнения контракта. Чаще всего скользящая цена устанавливаетсмя при торговле машинами и оборудованием со сроками поставки, превышающим один год, а также при исполнении больших по объему и продолжительных по времени подрядных работ.

Формула скользящей цены:

С=Со*(Дн+Дм*Iм+Дэ*Iэ+Дзп*Iэ)

С -контрактная стоимость на дату исполнения контракта

Со – контрактная стоимость на дату заключения контракта

Дн – доля неизменной части цены

Дм – доля материальных затрат и покупных полуфабрикатов в цене

Дэ – доля затрат на топливо и энергию в цени

Дзп – доля ЗП с отчислениями от ФОТ в цене

Все доли в десятичной форме

Iм – индекс цен на материально-технические ресурсы за время исполнения контракта

Iэ – индекс на топливно-энергетические ресурсы

Iзп – индекс роста среднемесячной ЗП работников в промышленности за время исполнения контракта

Все индексы также представляются в десятичной форме


Учет валютных рисков при формировании цен международных контрактов

Валютные риски представляют собой опасность финансовых потерь, вызванных изменением курса одной валюты относительно другой (например, курса валюты платежа относительно валюты сделки). Для страхования валютных рисков необходимо учитывать валютные условия сделки во внешнеторговой цене.

Валютные условия внешнеторгового контракта включают определения:

1. Валюта цены,

2. Валюты платежа,

3. Курса пересчета валюты цены в валюту платежа (если не совпадают),

4. Защитных оговорок, используемых для страхования валютных рисков при значительных изменениях курсов валютах.

При заключении внешнеторгового контракта цена может быть зафиксирована в любой свободно конвертируемой валюте как продавца, так и покупателя или третьей страны.

Валюта платежа, в которой оплачивается обязательство импортера, может совпадать или не совпадать с валютой цены. При не совпадении в контракте должно быть оговорено, по какому курсу будет производиться пересчет валюты цены в валюту платежа. В качестве курса пересчета, как правило, используется текущий рыночный курс на день платежа на рынке страны валюты платежа.

Для платежа используется средний курс между курсом продавца на момент открытия или закрытия биржи.

Установление различных валют цены и платежа используется для страхования валютных рисков.

В этих же целях применяются специальные защитные оговорки. Они предусматривают возможность пересмотра суммы платежа в процессе исполнения долгосрочного контракта. Валютные оговорки могут быть:

· Односторонними и двухсторонними;

· Одновалютными и мультивалютными.

ОДНОСТОРОННИЕ валютные оговорки действует в интересах одной из сторон:

· Экспортера – в случае в обесценения валюта

· Импортера – в случае повышения валюты платежа.

При ДВУХСТОРОННИХ валютных оговорках пересчет суммы платежа осуществляется, как при повышении так и при понижении курса валюты.

ОДНОВАЛЮТНЫЕ ОГОВОРКИ означают, что курс валюты контракта соотносится с курсом другой более устойчивой валюты. При изменении курса валюты цены соответственно изменяется сумма платежа.

МУЛЬТИВАЛЮТНАЯ оговорка основывается на измении курсов нескольких валют (валютных корзин). В качестве валютных корзин может выступать среднеарифметическая величина с разной степенью стабильности.

Использование мультивалютных оговорок снижает вероятность резкого изменения суммы платежа и наибольшей степени отвечает интересам обеих сторон участниц сделки.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: