Промышленное предприятие. Цели и задачи создания и функционирования сферы деятельности организации. Правовые аспекты создания и функционирования предприятий

Лекция 1. Предприятие как субъект хозяйствования и имущественный комплекс

Термин предпринимателъство прежде всего связан с владением средствами производства. Кроме того, он включает в себя готовность брать на себя риск, преследуя цели (например, начиная новый бизнес, производя новый товар или предоставляя новый тип услуг). Менеджмент в отличие от этого требует способности организовывать и управлять различными заданиями, преследуя различные цели. Важной частью работы менеджера являются контроль над людьми и их направление. Выражаясь словами Питера Друкера (Peter Drucker), которого называют «отцом-основателем науки менеджмент», именно «менеджмент» определяет, что необходимо и чего необходимо достигнуть (в организации)...

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект (коммерческая организация), ведущий ту или иную деятельность с целью реализации результатов своей деятельности, созданный в соответствии с действующим законодательством РФ, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие представляет собой частный случай организации и под термином «предприятие» понимается, прежде всего, коммерческая организация, основной целью которой является производственная деятельность (производство продукции, выполнение работ либо услуг) и систематическое получение прибыли.

Существуют и некоммерческие организации, основной целью которых является также производственная деятельность и достижение какого-либо эффекта (главным образом, социального, культурного, экологического и т.д.), но не систематическое получение прибыли. В то же время некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность и получать прибыль для удовлетворения своих уставных целей и задач.

Понятие организации – искусственное, то есть они не существуют в природе естественным образом; их нельзя увидеть, потрогать. Это некая договоренность в обществе между людьми об их взаимоотношениях. Основная идея организации – объединение ресурсов и усилий физических лиц одной главной целью, получение синергетического эффекта от совместной деятельности при достижении этой цели. Их деятельность может осуществляться в различных сферах:

■ экономической (коммерческие организации);

■ культурной;

■ социальной;

■ научной и т.д.

Синергетический эффект в деятельности организаций представляет собой суммирование усилий его участников. Если они объединены одной целью, то результат их усилий не будет равен простому суммированию усилий всех отдельно взятых участников, а будет иметь значительно большее значение (1 + 1 + 1 + 1 + 1 = 9!!!), так как происходит взаимная мотивация, взаимное дополнение и усиление.

Организация обладает экономической и административной самостоятельностью, является субъектом соответствующих правовых отношений и рассматривается как юридическое лицо. В соответствии со ст.48 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Если взять во внимание правовой аспект деятельности, то организация будет представлять собой предприятие. В соответствии со ст. 132 ГК РФ, предприятие определяется как имущественный комплекс, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права.

С точки зрения экономики, предприятие представляет собой хозяйственную единицу, в которой планомерно и целенаправленно комбинируются ресурсы (факторы производства), чтобы посредством изготовления и реализации продукции (работ, услуг) обеспечить достижение целей этой хозяйственной единицы и ее собственника.

В обобщенном виде целями создания предприятия являются:

■ создание эффекта (результата) для участников (субъектов) организации;

■ создание эффекта (результата) для остальных физических лиц (внешних субъектов).

Самым близким западным аналогом термина "предприятие" можно считать термин "фирма". Под фирмой чаще всего понимают хозяйственную организацию, компанию или отдельного предпринимателя, пользующегося правами юридического лица, осуществляющую экономическую деятельность и преследующую цели получения дохода и прибыли.

В традиционной (неоклассической) экономической теории фирма (предприятие) определялась как совокупность ресурсов, которые преобразуются в продукцию, пользующуюся спросом потребителей. Издержки, с которыми фирма ведет производство, определяются доступной технологией. На количество производимых товаров и цены, по которым фирма продает продукцию, влияет структура рынков, на которых фирма работает. Разница между получаемым доходом и издержками является прибылью. Целью фирмы является максимизация прибыли.

Работая на рынке, фирмы несут транзакционные издержки. Транзакционные издержки имеют место, когда компания заключает контракт с другими организациями. Эти издержки включают в себя изначальный поиск сторонней фирмы, издержки на заключение контракта, реализацию контракта и координацию транзакций.

Когда транзакционные издержки высоки, компания может решить производить услугу или товар сама. Однако самостоятельное проведение определенной работы приводит к собственным издержкам. Основную их часть составляют расходы на наем работников для выполнения работы внутри фирмы; также фирма несет издержки по мониторингу и контролю, которые необходимы, чтобы быть уверенными в том, что работа выполняется эффективно.

Если транзакционные издержки на определенный товар или услугу выше, чем их стоимость при внутреннем производстве, то компания извлекает выгоду из самостоятельного производства этой продукции.

Хотя аутсорсинг второстепенной, неосновной деятельности присутствовал долгое время, аутсорсинг основной деятельности является относительно новым явлением. В прошлом имел место аутсорсинг товаров, обладающих торговой маркой или семейным брендом. Однако сейчас широко распространенным является аутсорсинг высокотехнологических товаров и услуг.

Так, например, 80% фотоаппаратов «Kodak» и все цифровые фотоаппараты этой марки производятся в Азии.

«Compaq computer [до слияния с Hewlett-Packard] делала лишь около 10% компьютеров, которые она продавала потребителям». Эта ситуация очень отличается от ситуации, которая наблюдалась в начале XX в., когда компания Ford сама производила шины, сталь и стекло.

Одно время ведущим и практически эксклюзивным товаром IBM Corporation являлось компьютерное оборудование. За последние 15 лет ситуация изменилась, и сегодня большая доля бизнеса компании базируется на аутсорсинге различных компьютерных услуг, которые предоставляются другими компаниями.

Близки по смыслу к понятию «предприятие» более узкие термины «компания», «корпорация».

Компании – это предприятия разнообразного профиля, основанные на долевом участии вкладчиков. Чаще всего они заняты предпринимательской, коммерческой, промышленной деятельностью и функционируют на ассоциативных принципах.

Корпорация – это официально зарегистрированное, действующее как юридическое лицо объединение предприятий, организаций, физических лиц, в котором права собственности разделены между ними, как между акционерами. Наиболее распространены корпорации в виде акционерных обществ (АО). Корпоративная форма организации оказывается удобной и для акционеров, и для самого предприятия, она довольно динамична, дает возможность получения налоговых льгот, ограничивает уровень ответственности держателей акций.

1.2. Экономическая цель предприятия (фирмы)

У каждого бизнеса есть своя цель. Основная цель фирмы заключается в максимизации прибыли (или минимизации убытков). Таким образом, мы принимаем в качестве цели фирмы цель, которая среди экономистов известна как гипотеза максимизации прибыли.

Разумеется, существуют и другие цели, преследуемые фирмой, которые связаны с долей рынка, ростом доходов, размером прибыли, прибылью на инвестированный капитал, технологией, удовлетворенностью покупателей и биржевой стоимостью акций (т. е. максимизацией стоимости акций).

Важно точно знать цели фирмы. Разные цели могут привести к совершенно различным управленческим решениям при одном и том же ограниченном количестве ресурсов. Например, если основной целью фирмы является максимизация доли рынка, а не прибыли, фирма должна принять решение о снижении цен.

Учитывая цель (или цели), преследуемые компанией, мы можем сказать, что оптимальное решение в экономике управления – это то решение, которое максимально приближает компанию к ее цели. Например, для того чтобы максимизировать свою прибыль (или минимизировать свои убытки), фирма должна установить цену на свою продукцию на таком уровне, на котором полученный доход с последней единицы проданной продукции (маржинальный доход ) равнялся дополнительным издержкам на производство этой последней единицы (маржинальные издержки). Другими словами, оптимальная цена равняется маржинальному доходу фирмы и ее маржинальным издержкам.

Обсуждая цели фирмы, необходимо представить еще одно понятие. В экономической теории различают краткосрочный и долгосрочный периоды. В действительности эти временные периоды не связаны напрямую с календарным временем. В ходе краткосрочного периода времени мы предполагаем, что фирма может варьировать количество определенных ресурсов (например, рабочих часов), но должна работать с фиксированным количеством хотя бы одного ресурса (к примеру, размер предприятия). Теоретически в долгосрочном периоде фирма способна изменять количество всех используемых ресурсов. Мы рассматриваем решения, принимаемые фирмой, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Мы предполагаем, что цель фирмы заключается в максимизации прибыли в краткосрочном, и в долгосрочном периоде. Однако надо понимать, что бизнес будет временами жертвовать прибылью в краткосрочном периоде, ожидая максимизации прибыли в долгосрочном периоде.

Следует остановиться на других целях фирм.

Некоторые крупные компании публикуют перечни своих принципов. Прибыль может упоминаться как одна из нескольких целей, и она может указываться на последнем месте. Более того, в этих перечнях ничего не говорится о максимуме, а используются такие определения, как «адекватная» или «приемлемая» прибыль акционеров.

Какие же основные принципы формулируют эти компании?

1. Предоставлять работникам хорошие рабочие места.

2. Предоставлять покупателям хорошие товары/услуги и т.д.

Эти действия являются дорогостоящими, и на первый взгляд может показаться, что они противоречат максимизации прибыли. Однако давайте рассмотрим следующее: довольные работники не только стремятся работать более производительно, но и будут дольше оставаться работать в компании, тем самым снижая дорогостоящую текучесть рабочей силы. Без удовлетворенных покупателей компания не сможет оставаться в бизнесе. Поддержка благотворительности и других некоммерческих мероприятий улучшит расположение к компании и повысит ее потенциальные продажи. Таким образом, компании стоит тратить ресурсы на подобные неэкономические цели, которые не противоречат росту доходов и прибыли. Если это так, то достижение этих целей не является несовместимым с максимизацией прибыли и эти задачи можно классифицировать как экономические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: