double arrow

ВВЕДЕНИЕ. Дисциплина «Проектирование цехов механосборочного производства» является профилирующей и завершающей в системе подготовки инженеров специальности 1201

Дисциплина «Проектирование цехов механосборочного производства» является профилирующей и завершающей в системе подготовки инженеров специальности 1201 «Технология машиностроения». При изучении этой дисциплины студенты получают не только новые сведения, непосредственно относящиеся к проектированию и реконструкции цехов, но также возможность увязать и обобщить знания, полученные ранее при изучении профилирующих дисциплин специальности. Поэтому дисциплина охватывает большой круг вопросов, которые приходится решать при проектировании цехов.

Цель дисциплины – подготовка специалистов, способных решать вопросы проектирования, технического перевооружения и реконструкции цехов механосборочного производства.

Основные задачи дисциплины – формирование умений и навыков по следующим направлениям деятельности:

– предпроектное обследование действующих цехов и разработка заданий на разработку проектов их технического перевооружения;

– разработка и оформление проектной документации по технологическому проектированию, техническому перевооружения и реконструкции цехов механосборочного производства;

– разработка заданий на проектирование специальных частей проекта цеха и генерального плана завода.

Для решения этих задач в дисциплине будут рассмотрены следующие вопросы:

– содержание задания на проектирование и порядок разработки проектов;

– методы проектирования механосборочных цехов;

– принципы устройства цехов;

– принципы реализации производственных процессов, внедрения нового оборудования, технического перевооружения, реконструкции и создания новых цехов.

– факторы, влияющие на выбор площадки для строительства;

– размещение промышленных предприятий;

– выбор вида застройки, типов и основных строительных параметров производственных и административно-бытового зданий;

– назначение и выбор основных видов строительных деталей и конструкций.

Рассмотрим некоторые моменты истории промышленного развития России. После отмены в 1861 году крепостного права началась индустриализация России. Уже к 1890 году количество фабрик и заводов увеличилось до 6000, почти в 7 раз увеличилась протяженность железнодорожной сети (с 4 до 29 тысяч километров). Крупные предприятия, насчитывающие более 100 рабочих, составляли к 1890 году менее 7% всех предприятий, но они давали больше половины всего промышленного производства. Быстро росли большие города – центры экономической, политической и культурной жизни. Все эти перемены произошли за четверть века, на глазах одного поколения.

К 1914 году Россия стала одной из передовых промышленно-развитых стран мира. В промышленности насчитывалось примерно 3.5 миллиона рабочих. Если в США на предприятиях, насчитывающих 500 и более человек, было занято около трети всех рабочих, то в России – более половины (53.4%).

В СССР резкий подъём развития промышленности начался с первой пятилетки. В начале 30-х годов прошлого века было построено и введено в действие более 1.5 тысяч машиностроительных заводов. Среди них, такие как Волгоградский, Челябинский и Харьковский тракторные, Московский, Нижегородский и Ярославский автомобильные, Уральский завод тяжелого машиностроения, 1ГПЗ и многие другие.

Развитию машиностроения, которое является основой технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства, уделяется большое внимание во всех промышленно-развитых странах.

Особое значение придается созданию автоматизированных механосборочных производств на базе технического перевооружения, а также реконструкции действующих предприятий при использовании современного оборудования и средств управления всеми этапами производственного процесса.

Проектирование, строительство и реконструкция предприятий, зданий и сооружений в Советском Союзе велось в соответствии с законом планомерного развития народного хозяйства на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещение отраслей народного хозяйства с учетом следующих основных принципов (8 принципов):

1. Размещали предприятий с учетом освоения природных ресурсов и рынков сбыта продукции;

2. Развитие специализации и кооперирования.

Специализация позволяет увеличить выпуск определенной продукции, перейти от единичного и мелкосерийного выпуска продукции к крупносерийному и массовому, внедрить средства механизации и автоматизации производства, повысит производительность труда и снизить себестоимость. Различают предметную (по изделиям), детальную (детали и узлы) и технологическую (однотипные заготовительные производства) специализации. Существует также специализация вспомогательного производства (например, выполнение ремонта).

Кооперация – обеспечение агрегатами, узлами, принадлежностями, различными устройствами, изготовленными на специализированных предприятиях. Кооперация также бывает предметная, детальная и технологическая.

3. Внедрение в производство технически совершенных, перспективных, истинно чистых изделий.

4. Повышение качества, долговечности и надежности изделий. Например, повышение ходимости шин на 10 процентов равноценно увеличению выпуска 6 млн. штук в год. Для обеспечения этого принципа необходимо в составе предприятия предусматривать экспериментальные цехи, исследовательские и испытательные лаборатории.

5. Дальнейшее развитие типового проектирования для улучшения обеспечения строительства проектной документацией. Типовое проектирование развивалось по двум основным направлениям:

– создание типовых производственных процессов, в первую очередь для организации специализированных производств межотраслевого характера (литьё, штамповки и поковки, шестерни, термообработка, сварка и т.д.), что требовало разработки типовых комплектов оборудования;

– создание для строительства промышленных предприятий комплексных типовых проектов с типовыми решениями в строительной части и с типовой технологией и типовым комплектом оборудования.

6. Выбор оптимальных мощностей предприятия, наиболее экономичных и эффективных по отдаче. Так, типаж литейных цехов для машиностроения был сведен к 6 типоразмерам. Для автомобильных заводов оптимальными считаются мощности:

грузовые автомобили до 200 тыс. в год;

легковые автомобили 30…600 тыс. в год.

7. Применение научной организации труда и технической эстетики.

Основными вопросами здесь являлись:

– применение АСУП с использованием ЭВМ,

– улучшение архитектурно-строительных решений, применение типовых и унифицированных решений в строительстве производственных, вспомогательных и обслуживающих зданий, а также строительных конструкций, из которых собираются эти здания,

– подбор цветовой окраски наружных стен производственных зданий и их интерьера,

– рациональная организация рабочих мест, создание специальной мебели и т.д.,

– продуманное и достаточное освещение рабочих мест, вспомогательных и бытовых помещений,

– кондиционирование воздуха,

– борьба с шумом,

– механизированная уборка помещений.

Выполнение указанных требований культуры труда значительно повышает производительность и качество труда, снижает утомляемость работающих, сохраняет здоровье.

8. Учет ресурсов рабочей силы.

Одновременно необходимо учитывать, что мы живем в самой холодной стране мира. Среднегодовая температура в России – 50С, а, например, в Финляндии +1,50С. Кроме среднегодовой температуры необходимо учитывать суровость климата, т.е. разность зимней и летней, и разность ночной и дневной температур. В прибрежных районах Европы разница абсолютных температур 400С, в остальной Европе – до 500С, в Финляндии, Польше и странах Балтии и других европейских странах СНГ – до 600С. В России до Урала – свыше 700С, в Сибири – до 900С, а в Верхоянске – свыше 1000С. С нами может сравниться только Монголия, где в Улан-Баторе в среднем холоднее, чем в прибрежных районах Антарктиды.

Россия находится на первом месте в мире по площади, а по эффективности этой площади на пятом месте. Только треть нашей территории эффективна, но и эта земля самая холодная в мире. Мы просто не замечаем, что оленьих пастбищ у нас 19%, а земель, пригодных для сельского хозяйства только 13%.

За годы советской власти было построено и введено в действие более 50 тысяч машиностроительных заводов (за последние 10 лет советской власти и годы приватизации и демократизации ни одного). Только в 1976 году вступило в строй 260 новых крупных промышленных предприятий, а также большое количество цехов и производств, оснащенных передовой техникой.

В связи с ростом объемов строительства в СССР были созданы специализированные отраслевые проектные организации (Гипротяжмаш, Гипростанок, Гипроавтопром и т.д.). Изучая свою отрасль промышленности, проектные организации могли использовать новейшие достижения науки и техники, применять типовые технологические процессы, типовые проекты, стандартные строительные конструкции, САПР, а также осуществлять связь с научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими, строительными организациями и предприятиями в целях быстрейшего внедрения в проекты результатов их работ.

Эти проектные институты выполняли следующие работы:

– участие в составлении заданий на проектирование, в выборе площадки для строительства;

определение объёмов, типов и стоимости проектных и изыскательских работ;

установление технических требований на разработку специального технологического оборудования;

определение объёмов строительно-монтажных работ, состава и количества оборудования, изделий и материалов;

составление сводной сметы затрат на строительство;

отслеживание за соблюдением патентной чистоты проектных решений;

выполнение авторского и технического надзора за строительством.

Для принятия правильного проектного решения, предусматривающего совершенствование технического уровня производства, созданы государственные проектные институты, некоторые из них специализируются на отдельных видах проектирования: строительных, технологических, монтажных и др.

Проектирование сложного объекта осуществляется силами нескольких проектных организаций. Ответственность за техническую и экономическую целесообразность проекта, за увязку его отдельных частей, своевременный и комплексный выпуск проектов и смет возложена на генеральную проектную организацию.

Имеются территориальные институты, отвечающие за развитие региона, и поэтому без согласия с ними отраслевой головной институт не может проектировать крупные строительные объекты, расположенные на данной территории.

Разработка проектно-сметной документации на реконструкцию и техническое перевооружение может осуществляться силами производственных объединений при согласовании в отдельных случаях и привлечение для решения отдельных вопросов проектных организаций.

Проектирование предприятий, зданий и сооружений осуществляется на основе утвержденных в установленном порядке схем развития и размещение отраслей народного хозяйства, отраслей промышленности, схем развития и размещение производительных сил.

В СССР технологическое проектирование механосборочного производства прошло путь от систематизации практического опыта до создания научной дисциплины. Впервые научные положения по технологическому проектированию механосборочного производства были сформулированы в трудах русских учёных И.А. Тимме, П.А. Гавриленко и М.Е. Егорова. В начале 30-х годов в учебные планы ВУЗов для специальности "Технология машиностроения" был включён курс "Основы проектирования механических и сборочных цехов".

Основой проекта участка, цеха в целом является детально разработанная технологическая часть, что определяет главную роль инженера-технолога в процессе проектирования механосборочного производства. Решение вопросов всех остальных частей проекта подчинено требованиям технологического процесса, который определяет содержание заданий для разработки строительной, энергетической, санитарно-технической и других частей проекта.

Инженер-технолог должен не только уметь проектировать технологический процесс, но и решать весь комплекс вопросов, связанных с построением производственного процесса:

– вопросы экономики, организации и управления производством;

– вопросы технического, материального, инструментального, ремонтного и других видов обслуживания.

Рекомендуемая литература:

1. Егоров М.Е. "Основы проектирования машиностроительных заводов", М., Высшая школа, 1969 г.

2. Мамаев В.С., Осипов Е.Г. "Основы проектирования машиностроительных заводов", М., Машиностроение, 1974 г.

3. Чернко Д.В., Хабаров Н.Н. "Основы проектирования механосборочных цехов", М., Машиностроение, 1975 г.

4. Мельников Г.Н., Вороненко В.П. "Проектирование механосборочных цехов", М., Машиностроение, 1990 г.

5. Щербаков А. С. Основы строительного дела: Учебник для не строительных специальностей Вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1994. – 399 с.: ил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: