ЛЕКЦИЯ 3 (10.10.12)
Модели организаций.
| Наименование модели | Школа менеджмента | Основные характеристики |
| Механистическая | Научного менеджмента и классическая школа | Организация – это механизм и главное – комбинация основных производственных факторов (средство производства, рабочая сила, материалы и др.) |
| Организация, как коллектив людей | Бихевиористская (школа человеческих отношений и поведенческих наук) | Организация – коллектив людей, выполняющих общую работу на основе принципов разделения труда. Человек – важнейший фактор производительности в организации. На этом этапе моделируется способы поддержания человеческих отношений в организации. Особое внимание уделяется стилям управления (руководства) в организации. |
| Система | Системный подход | Рассмотрение организации как системы, а так же рассмотрение организации как составной части рынка. Рынок заставляет организацию определять стратегию, формулировать или определять свою структуру. |
| Баланс интересов | Концепция заинтересованных групп | Организация понимается как общественный институт, стремящийся к балансу интересов. Организация является центром пересечения интересов различных соучастников, а ее менеджмент направляет усилия на координацию и достижение некого результата. Человек – stakeholder (держатель интересов). |
Составляющие организации:
1. – Черный круг – внутренняя структура – ресурсы, структура, культура.
2. – Синий круг - внешняя среда прямого воздействия (деловая среда) – конкуренты, поставщики.
3. – Оранжевый круг – внешняя среда косвенного воздействия.
Процесс производства в организации:
1 2
3 4 5
Внешняя среда Обратная связь
1. Ресурсы.
2. Вход.
3. Процесс производства.
4. Выход.
5. Результат
Маркс рассматривал две стороны управления: 1-ая как вид деятельности (организационно-технические свойства); 2-ая как проявление производственных отношений и целенаправленности. Закон – необходимое существенное повторяющееся отношение между явлениями в обществе.
Три основные группы законов: специфические законы, общие законы, универсальные законы.
К законам управления можем отнести следующее, закон 1 – закон единства и целостности системных управлений (система управления должна обладать организационными и функциональными характеристиками, подчеркивающими ее единство); закон 2 – закон обеспечения необходимого числа степеней свободы, он требует от системы не только достаточной гибкости, но и определенной устойчивости; закон 3 – закон необходимого разнообразия, система управления должна обладать необходимым разнообразием в соответствии с потребностями управляемой системы; закон 4 – закон соотносительности управляющих и управляемых систем, предполагает функционирование указанных систем и структурное соответствие возможностям, целям, задачам.






