Направления исследования личности

1. Выделение в личности тех или иных черт. Теория личности Кеттелла.

2. Определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.

4.5.1. Структура личности (по К. К. Платонову).

Название подструктуры К подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

4.5.2. Психологическая структура личности по Луковцевой А.К. [33]

- Темперамент

- Способности

- Мотивация

- Характер

- Воля

- Чувства

4.6. Социальная среда и личность.

Социальная среда – то, что окружает человека, зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.

Индивид - носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся).

Личность - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).

Личность возникает в результате культурного и социального развития.

Индивидуальность - не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.

4.7. Социализация личности.

Социализация личности - процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Социальность - процесс превращения асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.

4.7.1. Стадии социализации.

1. Первичная социализация ( адаптации) от 0 до 11 лет усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

2. Стадия индивидуализации – от 11 до 25 лет появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

4. Трудовая стадия – охватывает период зрелости, человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия возникает в пожилом возраст, когда человек вносит вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

4.7.2. Различия в социализации детей и взрослых.

(Д-р Орвиль Г. Брим (1966)):

1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы, а дети способны только усваивать их.

3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует много «оттенков серого цвета», они вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей (на работе, дома, общественных мероприятиях и. т. д.). Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.

4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.

Ресоциализация - называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: