1. Выделение в личности тех или иных черт. Теория личности Кеттелла.
2. Определение типов личности. Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
4.5.1. Структура личности (по К. К. Платонову).
Название подструктуры | К подструктуре относятся | Соотношение биологического и социального |
Направленности | Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы | Социальный уровень (биологического почти нет) |
Опыта | Умения, знания, навыки, привычки | Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического) |
Форм отражения | Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) | Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального) |
Биологических, конституциональных свойств | Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства | Биологический уровень (социальное практически отсутствует) |
4.5.2. Психологическая структура личности по Луковцевой А.К. [33]
|
|
- Темперамент
- Способности
- Мотивация
- Характер
- Воля
- Чувства
4.6. Социальная среда и личность.
Социальная среда – то, что окружает человека, зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых и профессиональных отличий.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Индивид - носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся).
Личность - социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Личность возникает в результате культурного и социального развития.
Индивидуальность - не похожая на других личность в полноте ее духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, свою индивидуальность мы доказываем, утверждаем.
4.7. Социализация личности.
Социализация личности - процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.
|
|
Социальность - процесс превращения асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли.
4.7.1. Стадии социализации.
1. Первичная социализация ( адаптации) от 0 до 11 лет усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
2. Стадия индивидуализации – от 11 до 25 лет появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения.
3. Стадия интеграции - появляется желание найти свое место в обществе. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
4. Трудовая стадия – охватывает период зрелости, человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду через свою деятельность.
5. Послетрудовая стадия возникает в пожилом возраст, когда человек вносит вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
4.7.2. Различия в социализации детей и взрослых.
(Д-р Орвиль Г. Брим (1966)):
1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы, а дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует много «оттенков серого цвета», они вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей (на работе, дома, общественных мероприятиях и. т. д.). Взрослые не всегда соглашаются с родителями; детям же не дано обсуждать действия отца и матери.
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения.
Ресоциализация - называется усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших.