Психологические аспекты профессионального становления личности.
Факторы успешности менеджера.
Психологические требования к менеджеру.
Менеджер – профессионально подготовленный руководитель.
1. Желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера.
2. Умение работать с людьми, умение общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять на людей.
3. Гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения.
4. Оптимальное сочетание рискованности и ответственности в характере.
5. Способность предвидеть будущее развитие событий, предвидеть последствия решений, интуиция.
6. Высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.
Как видно, первые пять важнейших качеств преуспевающего менеджера представляют собой собственно психологические качества.
Качества и черты личности обеспечивающие эффективность руководства по Р. Стоциллу:
1. Доминантность – умение влиять на подчиненных.
|
|
2. Уверенность в себе.
3. Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
4. Креативность, способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект.
5. Стремление к достижению и предприимчивость, способность пойти на риск (разумный, а не авантюрный, готовность брать на себя ответственность в решении проблем). Д. Макклелланд отмечает, что для бизнесменов, отличающихся выраженной потребностью в достижении цели, деньги сами по себе редко означают большую ценность, гораздо чаще они важны как показатель успеха.
6. Ответственность и надежность в выполнении заданий, честность, верность данному обещанию и гарантиям.
7. Независимость, самостоятельность в принятии решений.
8. Гибкость поведения в изменяющихся ситуациях.
9. Общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Требования к менеджеру;
· способность управлять собой,
· разумные личные цели,
· четкие личные ценности,
· упор на постоянный личный рост и самосовершенствование,
· навык системного решения проблем,
· изобретательность и способность к инновациям,
· высокая способность влиять, взаимодействовать с людьми,
· знание современных управленческих подходов,
· способность руководить,
· умение обучать и развивать подчиненных,
· умение формировать эффективные рабочие группы.
При определении профессионального пути Д. Сьюпер учитывал выяснение индивидом своих склонностей и способностей, поиск подходящей профессии, актуализирующей профессиональную «Я» - концепцию.
1. Роста (от рождения до 14 лет). Начинает развиваться «Я» концепция. В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в различных занятиях, выясняя, что им нравится и что у них хорошо получается, появляются интересы, которые могут повлиять на будущую профессиональную карьеру.
|
|
2. Исследования (от 15 до 24 лет). Пытаются определиться в своих потребностях, интересах, способностях, ценностях, возможностях.
3. Упрочения карьеры (от 25-44 лет). Работники стараются занять положение в выбранной ими деятельности. В трудовой биографии эти годы оказываются наиболее творческими.
4. Сохранения достигнутого (от 45-65 лет). Работники стараются сохранить за собой положение на производстве или службе, которого они добились на предыдущем этапе.
5. Спада (после 65). Физические и умственные силы начинают убывать. Характер работы меняется с тем чтобы он мог соответствовать снизившимся возможностям человека. В конце концов трудовая деятельность прекращается.