Компоненты профессиональной готовности

Профессиональная готовность специалиста.

По мнению Платонова К.К. профессиональная готовность – субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

1. Интеллектуально-познавательный (ориентировочный) – включает определенный уровень развития познавательной сферы личности специалиста (профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания).

2. Потребностно-мотивационный (мотивационный) определяет степень усердия в профессии, основными компонентными которой являются понимание смысла своей профессии, позитивное отношение к ней, необходимый уровень самооценки и притязаний в деятельности.

3. Операционально-деятельностный (и сполнительный) – включает в себя профессиональное мастерство (совокупность профессиональной важных качеств, знаний, умений, навыков, привычек профессионального поведения), необходимый уровень развития саморегуляции поведения и деятельности.

Предпосылки достижения успеха в деятельности.

- мыслить категориями успеха;

- приобрести уверенность в себе;

- активировать мотивацию достижения;

- знать, чего хотите добиться;

- иметь ясный план действий, позитивную настроенность на дело уверенность в успехе;

- каждое препятствие превращать в трамплин для продвижения к цели;

- видеть удачи, частные успехи и испытывать при этом радость и счастье;

- коррекция негативных комплексов, привычек, установок, разрушительно влияющих на психику и организм человека;

- повышение стрессоустойчиости и психологической защищенности человека от негативного влияния среды на организм и психику;

- обеспечение здорового образа жизни, высокой культуры труда.

Глоссарий психологических терминов.

А.

Абстракция – мысленное выделение какого-либо признака свойства предмета, явления с целью его изучения.

Адаптация личности – привыкание.Выделяют следующие виды: трудовая адаптация – привыкание человека к новым условиям работы; социальная – утверждение личности в коллективе.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера, представляющая собой крайние варианты нормы.

Апперцепция – свойство психики человека выражающее зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта воспринимающего и от личностных особенностей его психической деятельности.

Архетип (прообраз, образец) – находящиеся в зародыше возможности всех психических процессов и переживаний.

Ассоциативная психология – направление в психологии, объясняющее всю духовную жизнь с помощью ассоциации.

Ассоциация – соединение, связь психических явлений друг с другом, когда одно, появившись, вызывает другое.

Б

Бессознательное – совокупность психических процессов, неосознаваемых и неконтролируемых самим человеком.

Биосоциальная природа личности – взгляд на человека как на биологическое и социальное существо.

Бихевиоризм – направление в психологии, сводящее психику к различным формам поведения.

В

Вербальный – относящийся к звуковой человеческой речи.

Власть – возможность влиять на поведение людей.

Вознаграждение – все то, что человек считает ценным для себя.

Воля – сознательное преодоление человеком трудностей на пути к достижению цели.

Г

Гештальт ( нем. Gestalt – форма, образ, структура)- устойчивый образ организации целого, его изменяющихся частей.

Гештальтпсихология – направление психологии, изучающее психику с помощью целостных структур.

Глубинная психология – направление в психологии, придающее, решающее значение в поведении неосознаваемым побуждениям и установкам.

Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальное, ищущее смысл и ценности, творческое духовное начало.

Д

Деятельность - (англ. activity; нем. Tatig-keit) - активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий т. о. свои потребности[54].

Демонстративный тип характера – отличается стремлением быть всегда на виду, хорошо выглядеть, чтобы другие обращали внимание.

Дифференциальная психология - раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия людей.

Е

Единство личности - проявляется в неразрывной связи черт, характеризующих личность.

Единомыслие (групповое) – тенденция подавления отдельной личностью своих действенных взглядов, чтобы не нарушать гармонию группы.

З

Знания – система понятий, законы и правила, отражающее определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.

И

Иерархия потребностей - подразделение потребностей людей.

Индивид (от лат. individum - неделимый) – единственный представитель вида Homo sapiens.

Индивидуальная психология – направление психологии, основанноеАльфредом Адлером выражающее идею целостности психической жизни личности, в частности отсутствия границ между сознанием и бессознательным.

Индивидуальность – неповторимое сочетание свойств личности; своеобразие и неповторимость жизненного пути каждого человека, условий его деятельности, обучения и воспитания.

Инсайт (от англ. insight - проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) – внезапное, не выводимое из прошлого опыта понимание ситуации, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы.

Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Интроверсия – обращенность сознания человека к самому себе, его поглощенность собственными проблемами и переживаниями, сопровождаемая ослаблением внимания к тому, что происходит вокруг.

Интроспекция – процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, ею управляющих.

Интуиция – способность достижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

К

Кинестетические ощущения - ощущения, возникающие от движения тела и мышечного напряжения.

Когнитивная психология - направление в психологии, задачей которого является доказательство решающей роли зна­ния в поведении человека.

Когнитивный (лат. cognitio - знание - познание) – имеющий познанию.

Конфликт - трудно разрешимое противоречие (столкновение).

Конформность - податливость влиянию группы, проявля­ющаяся в изменении поведения.

Л

Лабильный - неустойчивый, склонный к изменениям.

Лидерство - искусство влиять на людей, с тем чтобы они по доброй воле стремились к достижению целей, которые не явля­ются их личными целями.

Личность - человек как субъект отношений и сознательной деятельности.

Логотерапия - психологическая теория, разработанная Виктором Эмилем Франклом, согласно которой основной движущей силой в по­ведении личности и ее развитии является поиск человеком смысла своей жизни.

М

Мотивация - процесс, побуждающий человека к действию для достижения целей.

Мышление - обобщенное и опосредованное отражение чело­веком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Н

Навыки - автоматизированные действия.

Неофрейдизм - направление в современной психологии, сторонники которого соединили психоанализ З.Фрейда с аме­риканскими социологическими теориями.

Непроизвольное мышление – предполагает трансформа­цию образов во сне, бреду и т.п.

Неформальная группа - группа людей, добровольно объе­диняющихся на основе общности интересов и целей.

Неформальный лидер - руководитель неформальной груп­пы, получивший свой социальный статус не от администрации, а от группы.

О

Онтогенез - индивидуальное развитие живого существа.

Оригинальность - способность производить новые идеи, отличные от общепринятых.

Ориентировочная основа действия - система представле­ний субъекта о цели, плане и средствах осуществления предсто­ящего действия.

П

Память - отражение, запечатление, сохранение и воспро­изведение прошлого опыта человека.

Перцептивный - относящийся к восприятию.

Поведение - внешние проявления психической деятельности.

Поступок - сознательно совершенное человеком действие, исходящее из определенных убеждений.

Потребности – испытываемая личностью нужда в чем-либо.

Психика - свойство головного мозга, обеспечивающее чело­веку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

Психоанализ - психотерапевтический метод исследования и психологическое учение, утверждающее, что поведение человека определяется не столько сознанием, сколько бессознательным.

Психологический климат - атмосфера или настрой в кол­лективе.

Р

Реакция - ответ организма на какой-либо раздражитель.

Респондент - лицо, отвечающее на вопросы социологичес­ких анкет, опросников и т.п.

Рефлексия - самопознание человеком психических актов и состояний.

Ригидность - заторможенность мышления, проявляющая­ся в трудности отказа человека от однажды принятого способа мышления и действий.

Роль - способ поведения человека, зависящий от его поло­жения в обществе.

С

Сенсибилизация (лат. sensibilis - чувствительный) - повышение чувствительности организма к воздействию каких-либо раздражителей.

Сенсорный - связанный с работой органов чувств.

Соматический - телесный, относящийся к телу.

Способности - индивидуально-психологические свойства личности, обеспечивающие быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике знаний, умений и навыков.

Социальный статус - позиция личности в группе. Основные характеристики социального статуса: престиж, власть, полномочия, вознаграждения.

Структурная психология - психологическая теория, рас­сматривающая внутренние процессы как некую обладающую определенным смыслом целостность, принадлежащую ко всей психической ситуации и из нее получающую свое значение.

Т

Темперамент (от лат. temperament - надлежащее соотношение частей) - сочетание устойчивых психических свойств, определяющих динамику деятельности человека (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний).

Теория потребностей МакКлелланда - согласно этой тео­рии, поведение человека мотивируют три потребности: власть, успех и причастность.

Тест - стандартная психологическая методика, предназна­ченная для количественных оценок психологических качеств и функций человека.

Трудовой коллектив - все сотрудники организации (пред­приятия), включая персонал и администрацию.

У

Умения - практические действия, которые ученик может совершать на основе полученных знаний и которые могут в даль­нейшем способствовать получению новых знаний.

Уровень притязаний - выбор человеком цели с учетом ус­пеха (или неуспеха) предшествующей деятельности.

Учение - деятельность тех, кто обучается.

Ф

Формальная группа - группа, созданная по воле админист­рации для выполнения определенных функций.

Фрустрация - психическое состояние человека, вызванное трудностями на пути к достижению поставленных целей.

Функционализм - учение, согласно которому некоторые объекты мысли являются не реальностями, а функциями дру­гих данностей.

X

Харизма - влияние, основанное на свойствах личности ру­ководителя.

Характер - совокупность основных психических свойств человека, проявляющихся в его поведении.

Э

Экспериментальная психология - общее обозначение раз­личных исследований психических явлений, посредством экспе­риментальных методов.

Экстраверсия - обращенность сознания и внимания чело­века в основном на то, что происходит вокруг него.

Эмпатия - постижение индивидом эмоциональных состоя­ний других людей, проникновение в их переживания.

Эпифеномен - сопутствующее явление.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: