- основная;
- гигиеническая;
- спортивная;
- художественная;
- производственная;
- лечебная.
Философско-мировоззренческое воспитание.
Мировозрение – система научных, философских, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов на мир (общество, природу, мир).
Возрастные возможности овладения мировоззрением:
- в начальных классах – знание общих законов, которым подчинено всякое движение и развитие, понимание существенных связей и зависимостей в явлениях природы и общества, носящие мировоззренческий характер;
- в подростковом возрасте – стремление к самоутверждению, поиск своего места в мире. Все это расширяет круг общения подростка, выводит его за пределы индивидуального опыта, дает толчок формированию идеалов и жизненных установок
- у старшеклассников – потребность проникнуть в систему «вещей и знаний» создают прочную основу для формирования твердых взглядов и убеждений, также осуществляется профессиональное самоопределение.
Формирование мировоззрения зависит от:
- воздействия на интеллект – надо развивать учащихся в единстве знания и умения мыслить и действовать;
- воздействия на волю и эмоции – создает и поддерживает благоприятный социально-психологический климат школы;
- активной практической деятельности.
Гражданское воспитание и формирование базовой культуры личности.
Цели гражданского воспитания уважение к государственной власти, любовь к Родине (патриотизм), стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и уважение и солидарность с другими народами и странами (интернационализм).
Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценить социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
С содержательной точки зрения, патриотическое воспитание осуществляется в процессе:
- включения учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины;
- формирования бережного отношения к истории Отечества, его культурному наследию, обычаям, традициям народа;
- воспитания любви к малой родине, своим родным местам;
- воспитания готовности к защите Родины, укреплению дружественных отношений с представителями других стран и народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.
Сильно связано с гражданским воспитанием правовое воспитание, задачи которого заключаются в доведении до сознания учеников требований правовых норм, и стремление, чтобы эти требования приобрели для личности смысл, стали руководством в повседневном поведении
Истоки нравственного и правового сознания школьников лежат, в семье.
Нравственное воспитание.
Этика – наука изучающая мораль.
В зависимости от того, как освоена и принята человеческая мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о нравственности.
Нравственность – это личностная характеристика объединяющая такие качества:
- доброта;
- порядочность;
- честность;
- правдивость;
- справедливость;
- трудолюбие;
- дисциплинированность;
- коллективизм.
Нравственная норма побуждает человека к определенным поступкам и действиям, может запрещать и предостерегать от них.
Нравственная норма - правило имеющее общий характер, распространяющиеся на множество одинаковых поступков.
Моральные нормы, принципы, категории, идеалы принимаются людьми, принадлежащими к определенной социальной группе и выступают как форма общественного нравственного сознания.
Воспитание гуманности.
Гуманность – совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как высшей ценности.
Гуманность формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми.
Воспитание сознательной дисциплины.
Дисциплина отражает соответствие поведения и образа жизни человека нормам, сложившимся в обществе.
Дисциплинированность как качество личности проявляется в:
- выдержанности;
- внутренней организованности;
- ответственности;
- готовности подчиниться личным и общественным целям, установкам, нормам, принципам.
Дисциплинированность находит свое отражение в культуре поведения.
Православная педагогика
Цель православной педагогики – вывести человека на путь к спасению и вечной жизни, путь воссоединения с Богом.
Предметомправославной педагогики - процесс обретения личностью спасительного, нравственно востребованного духовного опыта.
Она опирается на:
- православное нравственное богословие;
- учение православной Церкви о зарождении и развитии духовной жизни человека;
- аскетическое учение православной Церкви.
Она признает реальность:
- духовной основы человека;
- духовного мира как мира духов (в том числе духов демонических).
Православная педагогика излагает основы воспитания в контексте:
- христианских догматов;
- святоотеческого опыта;
- православного миросозерцания.
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение педагогики. Назовите объект и предмет педагогики.
2. Перечислите основные задачи и методы педагогики.
3. Определите место педагогики в системе современных наук.
4. В чем состоит особенность педагогики как науки?
5. Перечислите основные категории педагогики.
6. В чем сущность образования как социального явления?
7. Перечислите социокультурные функции образования.
8. Охарактеризуйте образование как систему.
9. Каковы особенности современного мирового образовательного пространства?
10. Охарактеризуйте основные мировые образовательные модели.
11. В чем отличие образовательной системы России от образовательных систем других стран?
12. Перечислите типы образовательных учреждений России.
13. Раскройте сущность педагогического процесса и опишите его основные компоненты как целостной системы.
14. Выделите основные закономерности педагогического процесса.
15. Перечислите основные принципы дидактики.
16. Охарактеризуйте систему принципов обучения в высшей школе.
17. Перечислите функции обучения.
18. Раскройте понятие метода обучения. Дайте классификацию методов обучения.
19. Перечислите и дайте характеристику основным системам организации педагогического процесса.
20. Укажите формы организации учебной деятельности в высших учебных заведениях.
21. В чем заключается самостоятельная работа студентов? Каковы ее виды?
22. Какие элементы составляют управленческий цикл?
23. Перечислите виды педагогического анализа и его значение.
24. Перечислите особенности педагогического контроля в высшей школе.
25. Сформулируйте основные закономерности воспитания.
26. Раскройте содержание принципов воспитания, обоснуйте их взаимосвязь.
27. Дайте характеристику сущности и содержанию процесса воспитания.
28. Дайте определение самовоспитания и обоснуйте его значение для человека.
29. Раскройте взаимосвязь воспитания и самовоспитания.
30. Охарактеризуйте семью как субъект педагогического взаимодействия.
31. В чем заключаются основные задачи семейного воспитания?
32. Перечислите принципы семейного воспитания.
33. Дайте характеристику стилям взаимоотношений в семье.
34. Что такое семейный конфликт?
35. Дайте характеристику основным типам отношений родителей и детей.
36. Каких ошибок следует избегать при установлении психологического контакта между родителями и детьми?
37. Раскройте смысл понятия «авторитет в семье».
38. Что такое ложный авторитет? Приведите примеры.
39. Как установить психологический контакт между родителями и детьми?
Глоссарий педагогических терминов.
Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя, основанная на подавлении инициативы и самостоятельности, препятствующая развитию активности и индивидуальности ребенка.
Акмеология – наука, исследующая закономерности и факты достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.
Анализ – метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Воспитание – планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования установок, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условие для развития, подготовки к общественной жизни и труду.
Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от нормы.
Дедуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от общего суждения к частному выводу.
Демократический стиль – стиль общения педагога с учащимися, ориентированный на повышение субъективной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач, им свойственно глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности.
Деятельность – специфическая форма общественно-исторического бытия людей, внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознаваемой целью.
Дидактика – отрасль педагогики, теория образования и обучения.
Дидактические задачи – задачи управления учебно-познавательной деятельностью.
Дидактический материал – система объектов, каждый из которых предназначен для использования в процессе обучения в качестве материальной или материализованной модели той или иной системы, выделенной в рамках общественного знания и опыта, и служит средством решения некоторой дидактической задачи.
Диспут – метод формирования суждений, оценок и убеждений в процессе познавательной и ценностно-ориентационной деятельности, не требующий определенных и окончательных решений.
Идентификация – установление тождественности какого-либо объекта образцу.
Индуктивные методы – логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных, предполагающие движение мысли от частных суждений к общему выводу.
Инновация – целенаправленное изменение, которое вносит в определенную социальную единицу – организацию, поселение, общество, группу – новые, относительно стабильные элементы.
Консультация – одна из форм организации учебной деятельности, которая проводится с отдельными учащимися с целью восполнения пробелов в знаниях, выработки умений и навыков, удовлетворения повышенного интереса к учебному предмету. В отличие от дополнительных занятий консультации, как правило, носят эпизодический характер, поскольку организуются по мере необходимости. Различают текущие, тематические и обобщающие (например, при подготовке к экзаменам или зачетам) консультации.
Лабораторные работы – самостоятельная группа практических методов, которые сочетают практические действия с организованными наблюдениями учащихся.
Методические приемы – составляющие элементы (части, детали) метода, которые по отношению к методу носят частный подчиненный характер, не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод.
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности воспитанников и педагогической работы учителя.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в его процессе исследователь получает конкретный фактический материал.
Образование - овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры.
Обучение - целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляются образование, воспитание и развитие, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.
Поощрение – способ выражения положительной общественной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.
Практические занятия – одна из форм организации учебной деятельности; применяются при изучении дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе трудовой и профессиональной подготовки; проводятся в лабораториях и мастерских, в учебных кабинетах и на учебно-опытных участках и т. д.
Рабочие учебные программы – учебные программы, разработанные с учетом требований государственного стандарта к образовательным областям, но дополнительно учитывающие национально-региональный компонент, возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовленности учащихся.
Репродуктивные методы – методы организации деятельности учащихся, которые предполагают воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя.
Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности. Самовоспитание призвано укреплять и развивать способность к добровольному выполнению обязательств – как личных, так и основанных на требованиях коллектива, формировать моральные и волевые качества, необходимые привычки поведения.
Семинарские занятия – одна из форм организации учебной деятельности. Сущность семинаров заключается в коллективном обсуждении предложенных вопросов, сообщений, рефератов, докладов, подготовленных учащимися под руководством педагога.
Синтез – метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимосвязи его частей.
Содержание образования – совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы.
Социально-психологический климат в коллективе – система эмоционально-психологических состояний коллектива, отражающих характер взаимоотношений между его членами в процессе совместной деятельности и общения.
Стиль педагогического общения – устойчивое единство способов и средств деятельности педагога и обучаемых.
Управление – деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Учебные пособия – материальные средства обучения, используемые в учебном процессе и предназначенные для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой.
Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение.
Факультатив – одна из форм дифференцированного обучения и воспитания, основная задача которой – углубление и расширение знаний, развитие способностей и интересов учащихся. Факультатив работает по определенной программе, которая не дублирует учебную.
Целостность педагогического процесса – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем.
Литература.
Основная.
Абульханова К. А. Педагогика и психология. – М., 1998.
Давыдов В. А. Педагогика. – М., 1997.
Ильина Т. А. Педагогика. – М., 1984.
Николаенко В. М. Психология и педагогика. – М., 1998.
Педагогика высшей школы /Р.С. Пионова. – Мн.: Университетское, 2002. – 256 с.
Педагогика: Педагогическая теория, системы, технологии / Под ред. С. А. Смирнова. – М., 1998.
Подласый И. П. Педагогика. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999.
Радугин А. А. Психология и педагогика. – М., 1998.
Дополнительная.
Андреева И. В. Психология и педагогика. – СПб., 2003.
Асмолов А. Г. Стратегия развития вариативного образования в России. – М., 1996.
Асмолов А. Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности. – М., 1996.
Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д. 1999.
Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. – М., 1993.
Зверева О. Л., Ганичева А. И. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
Зимняя И. А. Педагогическая психология. – М., 1999.
Зимняя И. А., Баденко Б. И., Морозова И. А. Воспитание – проблемы современного образования в России. – М., 1998. История педагогики в России: Хрестоматия. – М., 2000.
Каменская Е. И. Педагогика: Курс лекций. – Ростов н/Д. 2003.
Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. –СПб: Питер, 2006.-250с.
Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности). – Минск, 2000.
Коменский Я. А., Руссо Ж. – Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие. – М., 1990.
Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1997.
Педагогика /Под ред. Д. К. Бабанского. – М., 1983.
Педагогика и психология высшей школы. – Ростов н/Д. 1998.
Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии. – М., 1997.
Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1997.
Самоенко Ю. А. Психология и педагогика. – М., 2001.
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. – М. – Ростов н/Д. 1997.
Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. – Ростов н/Д. 2002, 2003.
Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М., 1999.
Слуцкий В. И. Элементарная педагогика. – М., 1992.
Харламов О. В. Педагогика. – М., 1997.
Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. – М., 1998.
Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М., 2000.