Позитивные и негативные экстерналии

Частные и общественные издержки и выгоды

Внешние эффекты (экстерналии), условия их возникновения. Частные и общественные издержки и выгоды

Внешний эффект (экстерналия) - воздействие рыночной трансакции на третьих лиц, не опосредованное рынком.

Этот термин был введён в 1920 г. Артуром Пигу в книге «Теория благосостояния».

Внешние эффекты – виды дополнительной экономии или дополнительных издержек, которые не зависят от деятельности конкретного субъекта, но влияют на его результаты.

Внешние эффекты связаны с экологическими затратами, т. е. воздействием производства и потребления на леса, воздух, водоемы, здоровье общества и его самочувствие.

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз», нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.

Предельные издержки и выгоды общества являются внешними и, как правило, не учитываются рынком. При отсутствии внешних эффектов предельные издержки/выигрыш общества эквивалентны предельным частным издержкам/выигрышам, соответственно. Ранее эту проблему рассматривал экономист Артур Пигу в книге «Экономическая теория благосостояния». На основе того, что экстерналии, по мнению Пигу, приводят к перепроизводству благ с отрицательными экстерналиями и недопроизводству благ с положительными экстерналиями, он рекомендовал в таких случаях вмешательство государства в экономику для нейтрализации этих эффектов, которые Пигу назвал «фиаско рынка».

Коуз опроверг мысль, что экстерналии обязательно ведут к «фиаско рынка». По его мнению, для нейтрализации проблемы экстерналий необходимо четкое распределение прав собственности на ресурсы и минимизация трансакционных издержек.

При наличии внешних эффектов рыночное равновесие перестаёт быть эффективным: появляется «мертвый груз», нарушается эффективность по Парето, то есть возникает фиаско рынка.

Предельные издержки и выгоды общества являются внешними и, как правило, не учитываются рынком.

При отсутствии внешних эффектов предельные издержки/выигрыш общества эквивалентны предельным частным издержкам/выигрышам, соответственно.

Различают два вида экстерналий:

ü положительные, при которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в трансакции, возрастают,

ü отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц.

Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

Положительные внешние эффекты возникают, если деятельность одного экономического субъекта приносит выгоды другим.

Классическим примером положительной экстерналии со стороны производителя является взаимодействие расположенных рядом пасеки и яблоневого сада: пчёлы способствуют повышению урожая яблок, а яблони — увеличению сбора мёда, при этом их хозяева не вступают между собой ни в какие рыночные отношения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: