double arrow

Нравственности, другие подходы)

Право и мораль (право как минимум нравственности, право как критерий

Первые статьи ГК (1,6,10) содержат термины нравственность, добросовестность, разумность. Взаимодействие морали и права, мораль - элемент субсидиарного правоприменения. Существует две крайние позиции:

1) право - это явление безнравственное и не выражающее социальное развитие (Л.Толстой).

2) право содержит минимум нравственности (Соловьев. Елиннек).

Елиннек. Право - это этический минимум, это объективное условие сохранения общества. Совокупность этических норм - это минимум нравственного надстроения (экситенпиальный минимум). Право относится к нравственности как часть к целому, как фундамент к зданию. Лучше всего это иллюстрируется на примере христианских заповедей. Чем дальше идет культурное развитие народа, тем больше становится таких норм, необходимых для сохранения целого и части, тем шире нравственный базис права.

Соловьев 1.Право и мораль: могут частично совпадать, а частично - нет. Когда совпадают - не соответствуют ни тому, ни другому.

2. Соотношение права и нравственности сводится к трем положениям:

A) чисто нравственные требования - неограниченное и всеобщее, правовые требования ограничены по своей природе - они довольствуются минимальной степенью нравственного состояния.

Б) для права как минимума нравственности существует требование непременной реализации этого наименьшего нравственного состояния.

B) требования нравственного совершенства не предполагают принуждения, в морали это невозможно, а для права психическое и физическое принуждение не только желательно, но и возможно. Таким образом, право есть принудительное требование реализации минимума добра или такого порядка, который не допускает известных крайних проявлений зла.

Аристотель. Кант. Настаивали, что право - критерий нравственности, а не наоборот. Право - высший критерий нравственности. («Самое святое, что есть у Бога на земле»),

Кант: «Наш долг состоит в том, чтобы глубоко уважать право других людей, ценить его; во всем мире нет ничего более святого, чем право других людей».

«Все моралисты (служители морали) и учителя должны настолько, насколько это возможно, должны представлять действия из доброты как действия по долгу и сводить их к праву».

«Справедливость - это право, не предоставляющее никаких полномочий принуждать другого». Право - глобальное мерило ценностей. Мы обычно используем эмпирический подход, сравнивая современные отрасли права со справедливостью. Реальное право несправедливо. Кант говорит о праве как таковом, праве как идеале, а не об эмпирическом праве, т.е. сегодняшнее право несправедливо. Позитивисты:

- мораль внутренний регулятор поведения, право - внешний;

- мораль в отличие от права не имеет системности;

- право обеспечивается гос. принуждением, мораль - нет.

17. Поаво и религия (религиозные основы правя). Право, как «самое святое, что

есть у Бога на земле».

Позитивисты:

Религия по сути иррациональна. Это сфера несознательного, сфера эмоций, чувств, переживаний, поведенческая система. Право - явление разума, рациональное. Религия внутренний регулятор, право - внешний.

Гегель.(«Философия истории»). Религия рассматривается в контексте РЧП. Поясняет проблему РЧП следствием религии (христианства). Христианство зарождается в Древнем Риме в период развития РЧП. Более глубокая связь религии и правовой системы. Деление римского права на публичное и частное в основе имеет деление сфер жизни на абстрактное и всеобщее (privatum и imperium). Человек, хотя и субъект права (например, собственник), но лишь условно. РЧП в основе имеет индивида. Не регулирует личностный, а только имущественный аспект. Главная беда римлян в том, что с 1 стороны лишь собственник, а с другой - все частные лица находятся во власти деспота (по cvth являются его собственностью). Произвол власти над человеком приобретает имущественно-правовой характер Этот гнет и породил христианство. Христианство - продолжение правовой системы римлян Римское право- несправедливость, которая компенсируется христианством (утешение), а христианство - религия свободы. Христианство решает проблемы РЧП, когда бесконечность христианства компенсирует ограниченность РЧП. Христианство - это явление рациональное, мир духа. По сути, когда мы говорим о проблеме человеческого греха - проблема рациональная, т.к. познающий субъект изначально рационален. Самосознание - проблема личности. В понятии Бога раскрывается понятие человека. Человек познает в себе Всеобщее Всеобщее - снятие проблем римского права. (С т.з. Архиповя данная конструкция незавершена. Не достает элемента синтеза. Если есть основания деления на imperium и donrnium, то нет синтезированного элемента).

Сравнительно - правовом аспект. В религиозно-правовых системах (мусульманскаяриндуизм) имеется как много достоинств, так и много недостатков. Огромный потенциал в том. что регуляторы совмещаются. Религия, право и мораль имеют оошие нормы и увеличивают эффект воздействия.

Негативный момент - эти системы не автономизированы, внутренняя логика права не раскрылась. Это не правовая система, т.к. это логика религиозно-нравственных отношений. Право - это инструмент осуществления политических нравственных и религиозных целей. У этого инструмента нет сущности, это условные правовые системы.

Проблема оснований права. Духовные основания права

Христианство в своей основе заложило религиозные основания права. Не только христианство, но и буддизм, иудаизм. Христианство - религия свободы. Христианство подготовило идею свободы, субъекта права (идея индивидуальной ответственности за свои поступки), что является основанием для правовой коммуникации. Право как организованная система не может вобрать религию, мораль в качестве своих элементов, т.к. оно вживляет, переплавляет их в себя. По Н.Луману у права есть свой внутренний закон, система. Таким образом религия - организационный фундамент, на котором строятся принципы права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: