Экологическое просвещение родителей

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей — одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач — привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка — период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с экологическим, также закладывается в семье и именно в период раннего детства. В то же время между целями коллектива детского сада и целями, которые ставят перед собой родители, зачастую возникают противоречия. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Во многих дошкольных учреждениях я видела стенды с подробной информацией о глобальных экологических проблемах. Эти же факты часто приводятся и на родительских собраниях. Но практика показала, что такой подход не привлекает внимания пап и мам, катастрофизм, зачастую пронизывающий информацию, вызывает ее неприятие. Подобное воздействие на родителей оказывает и прямая агитация в виде плакатов, призывов. С другой стороны, оригинально, красочно оформленная опосредованная информация вполне может изменить точку зрения родителей или хотя бы заставит задуматься.

На что следует особо обратить внимание? Прежде всего — на совместную деятельность детей и родителей, так как именно через деятельность человек воздействует на окружающий мир. Кроме того, она способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции), а взрослому — лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях (умение правильно развести костер или поставить палатку, вести себя как член команды и т.п.).

Рассмотрим некоторые направления работы с родителями.

1. Экологическая информация. Наш опыт работы показал, что наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие:

— данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка;
— информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды;
— правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы);
— экология жилища;
— выращивание экологически безопасного урожая;
— комнатные, лекарственные, пищевые растения;
— выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе;
— домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка;
— развитие ребенка как личности в процессе экологического образования;
— информация самого ребенка о занятиях в детском саду.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Так, родители многих детских садов проявляют большой интерес к данным их «Экологических паспортов», особенно к разделу «Экологическая ситуация». Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности.

Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребенка, и в программы работы консультационных пунктов, помогающих родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, и групп кратковременного пребывания.

2. Совместная деятельность с детьми:

— Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы;
— участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
— совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Детскому саду необходимо показать роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать родителям приобрести, по возможности, живое существо. Еще одно направление — привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия;
— сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.
— выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);
— помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, лаборатории, библиотеки;
— природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

Сотрудничество детского сада с другими учреждениями

Координация дошкольных учреждений с другими организациями, учреждениями приобретает особое значение с точки зрения непрерывности системы экологического образования. Как показывает опыт, чем разнообразнее внешние связи дошкольного учреждения, тем эффективнее его работа. На рисунке эти связи показаны в обобщенном виде.

По направлению сотрудничества можно выделить несколько групп учреждений, что отражено в таблице.

Направление сотрудничества Учреждения
Организационное Органы управления образования разного уровня, административные органы управления
Образовательное Органы образования, другие дошкольные учреждения, природоохранные органы, музеи, выставочные центры
Преемственность Школы, дворцы творчества, эколого-биологические центры, педколледжи
Повышение квалификации Органы образования, институты повышения квалификации, научно-педагогические центры
Научное консультирование Вузы, научно-исследовательские учреждения, эколого-биологические центры, музеи, учреждения АН РФ, институты, заповедники
Финансовое Экологические фонды, министерства, комитеты по охране окружающей среды, административные органы управления, общественные отечественные и иностранные экологические организации (получение грантов)
Эколого-оздоровительное Детские поликлиники, органы санэпидемнадзора, научные организации, природоохранные комитеты, организации по озеленению
Практическое Общественные экологические и природоохранные организации (движение “Зеленых”, общества охраны природы)
Рекламное Телестудии, пресса, радио, фестивали

1. Организационное направление предполагает сотрудничество с целью организации экспериментальных площадок, ознакомления и оформления необходимых документов в области экологического образования, участия в конференциях, в совещаниях, в обобщении и публикации результатов работы. Представители органов образования регулярно отслеживают результаты экспериментов и ведут мониторинг деятельности педагогов, способствуют налаживанию контактов между школой и детским садом.

2. Образовательное направление подразумевает сотрудничество с органами образования различного уровня с целью грамотного выбора программ, методик и обмена опытом с другими детскими садами. Органы образования, в частности, проводят совещания, конференции, посвященные тем или иным проблемам экологического образования.

3. Преемственность — одно из главнейших направлений работы дошкольных учреждений, наиболее полно реализуемое в системе УВК (учебно-воспитательных комплексах). Сотрудничество дошкольных учреждений со школами в большинстве регионов развито слабо в силу ряда причин, в большинстве своем не зависящих от детских садов. Целью многих дошкольных учреждений, занимающихся проблемой экологического образования, является формирование класса начальной школы на базе группы детского сада. В этом случае школьный педагог учитывает образовательный уровень детей и может начинать работу с более высокого уровня. Обычно же у дошкольников, специализирующихся в области экологического образования ДОУ, отмечается высокий уровень в области естественно-научных знаний, превышающий средний уровень первоклассника. Следует отметить, что и детский сад может оказать большую помощь начальной школе, например, нередко учителя начальных классов используют развивающую среду детских садов для проведения уроков природоведения. Варианты форм сотрудничества дошкольных учреждений и школ — совместные конкурсы на лучшую поделку из отходов, экологические праздники, конкурсы, походы. Младшие школьники на уроках труда могут изготовить оборудование для исследований, маски, костюмы для дошкольников.
Большое значение для реализации преемственности имеет сотрудничество дошкольного учреждения со студентами педколледжей, педуниверситетов, в частности, при прохождении ими педпрактики. Однако часто программы, цели студентов никак не связаны с задачами и программами учреждения, в котором они проходят практику, что значительно снижает эффективность сотрудничества.

4. Повышение квалификации. Это направление подразумевает постоянный контакт детских садов с ИПК и другими организациями, специализирующимися в данной области, участие в методических объединениях.

5. Научное консультирование. В последние годы наблюдается позитивная тенденция расширения сотрудничества дошкольных учреждений с различными научными организациями, институтами, университетами. Поддержку детским садам оказывают и эколого-биологические центры, сотрудники которых не только консультируют воспитателей, но и ведут работу с детьми. С дошкольными учреждениями устанавливают контакты отделы экологического просвещения особо охраняемых территорий (заповедников, национальных и природных парков), библиотек, музеев. Среди таких учреждений проводятся конкурсы на лучшую организацию работы в области экологического образования. В заповедниках, музеях дошкольники знакомятся с особенностями природы своего края, проблемами их охраны, с конструктивной деятельностью человека по отношению к природе.

6. Финансовое. В современных экономических условиях большое значение приобретает дополнительное финансирование дошкольных учреждений. В этом отношении экологическое образование является в определенной степени уникальным: в развитии сети ДОУ, занимающихся вопросами экологического образования, заинтересованы не только органы управления образованием, но и комитеты природных ресурсов, общества охраны природы, органы санэпидемнадзора разного уровня. Региональные экологические фонды периодически финансируют те или иные мероприятия дошкольных учреждений, оказывают помощь в приобретении оборудования, литературы. Детские сады получают также гранты общественных, неправительственных фондов.

7. Эколого-оздоровительное. Поскольку здоровье ребенка тесно связано с состоянием окружающей его среды, качеством употребляемых продуктов и материалов, используемых для оформления помещений детского сада, многие дошкольные учреждения занимаются вопросами здоровья и экологии в комплексе. Некоторые ДОУ получают консультационную помощь со стороны медицинских учреждений и учреждений санэпидемнадзора, что благоприятно сказывается на здоровье и развитии детей. Экологические фонды, комитеты природопользования оказывают дошкольным учреждениям помощь в озеленении территорий, в улучшении окружающей среды.

8. Практическое. В развитии системы экологического образования в дошкольных учреждениях заинтересованы многие общественные организации, так как через детские сады они могут вовлекать в различные природоохранные акции не только детей, но и их родителей, воспитателей. Например, у нас в стране каждую весну проходит акция «Марш парков», в которой могут участвовать взрослые и дети.

9. Рекламное. Освещение работы дошкольных учреждений в прессе, на телевидении помогает прежде всего развитию сотрудничества с другими организациями, получению финансирования, оценке работы коллектива, привлекает внимание родителей, административных работников к проблемам экологического образования.

Сотрудничество дошкольного учреждения с другими организациями помогает ему стать неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: