Объяснительные принципы психологии - основополагающие положения, предпосылки или концепции, применение которых позволяет содержательно описывать предполагаемые свойства и характеристики объекта исследования и на основании общенаучного метода строить процедуры для получения эмпирического материала, его обобщения и интерпретации.
Основные объяснительные принципы и подходы, используемые в психологии
Тема 4. ПОСТУЛАТЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ
Формат PDF
CDR
Формат EPS
EPS (E ncapsulated P ost S cript) – расширение для формата PostScript. Компанией Adobe был создан этот формат на базе языка PostScript. Такой формат используется в дизайнерами в полиграфии. Имеет возможность содержать как растровые и векторные изображения, так и их комбинации. Основные цветовые модели для EPS: RGB, CMYK.
CDR (CorelDraw) – векторный графический формат, который используется программой CorelDraw. Такой формат имеет огромное число разных версий: CorelDraw2, CorelDraw3, CorelDraw4, CorelDraw5 и т.д. Из-за постоянного обновления программы, информация, например, созданная в программе CorelDraw2, может не «читаться» в более усовершенствованных CorelDraw3, 4, 5. Формат CDR гарантирует высокое качество изображений. Главный недостаток: документы такого формата не «отображаются» в других графических программах.
В допечатной подготовке документ оригинал-макета должен использоваться в формате PDF. PDF (Portable Document Format) – это портативный формат документа. Компьютерные программы, которые позволяют работать с таким форматом документа, - это Adobe Acrobat. Для просмотра документов данного формата используют Adobe Reader.
Преимущество формата PDF в том, что он позволяет «сжимать» информацию. Тем самым возможно хранение с большим объемом информации. Все документы с легкостью просматриваются. Это имеет большое значение при архивации и осуществлении допечатной подготовки.
Поддерживает цветовые модели RGB и CMYK. В полиграфии имеет свои технические форматы: PDF/X-1, PDF/X-3.
Два года тому назад, в 2007 году, формат PDF стал международным стандартом ISO 32000. Из всех стран, которые принимали участие в голосовании, Франция была против, Россия же воздержалась. Болгария, Китай, Польша, Украина и Япония поддержали формат PDF.
Принцип взаимодействия и развития. Взаимодействие и развитие - два неразрывных аспекта взаимного влияния объектов, неизбежного в силу пространственно-временной структуры мира. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа.
Принцип взаимодействия и развития получил выражение в фундаментальной концепции эволюции. Эволюция - это процесс накопления изменений в структуре взаимодействующих объектов и увеличения их разнообразия во времени. Вопреки распространенной точке зрения, эволюционная теория не является собственно биологической, она была сформирована и развивалась как междисциплинарная и общенаучная. Согласно этой теории эволюционируют физические, биологические и социальные системы, биогеоценозы, планетные системы, галактики и Вселенная в целом.
Развитие индивидуальных организмов (онтогенез) находится в определенном соотношении с эволюцией биологических видов (филогенезом). Это соответствие сформулировано в виде биогенетического закона: онтогенез всякого организма есть краткое и сжатое повторение (рекапитуляция) филогенеза данного вида.
Рассматриваемые далее принципы непосредственно вытекают из принципа взаимодействия и развития (в дальнейшем - принцип взаимодействия) и являются различными формами его конкретизации.
Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее подчинено причинно-следственным связям. Детерминация, или причинность, - генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причиной) последующего (следствия), поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).
Причинная (каузальная) связь асимметрична - она приводит к порождению нового и как процесс развития необратима. Именно отношение генерации, порождения между причиной и следствием, является отличительной чертой причинно-следственной связи, тогда как их последовательность во времени - лишь результат такого отношения. Важно отметить, что причинно-следственные отношения могут быть установлены лишь в эксперименте.
Принцип целостности. Этот принцип применяется для объяснения таких свойств объектов, как:
· сохранение их идентичности при вариации частных характеристик в достаточно широких пределах (например, сохранение идентичности личности на протяжении ее развития);
· приобретение качественно новых свойств в процессе взаимодействия (например, формирование психики в эволюции живых организмов);
· несуммируемость свойств частей в свойства целого (известный афоризм: целое не равно сумме своих частей) и т.п.
Конкретно-научный аспект целостности подчеркивается в формулировке принципа целостности как принципа системности. Согласно этому принципу, свойство целостности присуще особому классу объектов - системам. По определению П. К. Анохина, "система - это множество элементов (компонентов), обладающих генетической общностью, отношения которых носят характер взаимосодействия для обеспечения определенного взаимоотношения с миром". Система формирует и воспроизводит адаптивные взаимоотношения с окружающей средой, которые обеспечивают ее развитие, т. е. сохранение, воспроизведение, видоизменение и т. д.
Целостность системы как структуры, фиксирующей модели взаимоотношений с миром, обеспечивается общностью происхождения ее компонентов, их общей эволюцией. Результат, достигаемый при актуализации любого взаимодействия из множества аккумулированных, имеет адаптивное значение для всего организма в целом.
Научение, приобретение знаний, формирование структуры субъекта реализуются как процессы системогенеза.
Принцип активности. В основе феномена активности лежит возможность реализации (актуализации) моделей накопленных взаимодействий. Характеристики активности определяются соответствием свойств реализованных в прошлом взаимодействий, фиксированных в специализированных структурах, целям, достижение которых актуально, характеристикам ситуации, в которой цель будет достигаться, и средствам, которые будут использоваться. Активность обеспечивает непрерывность развития
Следует различать понятия активности и действия: активность - феномен актуализации фиксированного ранее целостного цикла взаимоотношения; действие - лишь один из аспектов описания такого цикла.
Представление о реактивности организмов также основывается на приписывании абсолютного значения одному из аспектов описания взаимодействия, а именно - влиянию со стороны внешних объектов. Реализующаяся активность мотивирована структурами, аккумулировавшими модели взаимодействий, т.е. субъектом, и характеризуется как предметная, по целям и результатам (продуктам) активности.
Принцип субъектности. Фиксация информационных моделей взаимодействия приводит к формированию структур, сохраняющих все многообразие произошедших взаимодействий с миром. Структура субъекта уникальна, поскольку история ее формирования индивидуальна, способна к саморазвитию, обладает активностью и является ее источником, целостна (в соответствии с принципами взаимодействия, детерминизма, системности и активности). Перечисленные свойства позволяют охарактеризовать такую структуру, как субъект взаимодействия.
Субъектами могут быть любые живые системы, которые способны к фиксации и воспроизведению информационных моделей взаимоотношений с миром: животные и человек, индивиды и социальные группы. В зависимости от аспекта рассмотрения взаимодействия могут быть выделены субъекты предметной деятельности, межличностных отношений, социальных отношений. Наиболее новые в истории становления субъекта социальные взаимоотношения реорганизуют и подчиняют другие виды отношений субъекта с миром.
Социальные по своему происхождению речь, сознание, способность к рефлексии являются неотъемлемыми характеристиками человека как субъекта социальных отношений (Брушлинский А. В., 1996).
Следует отличать общепсихологический принцип субъектности от феноменов субъективности - непосредственной представленности субъективной реальности каждому из нас. Возможность осознания некоторых аспектов целостных взаимоотношений с миром присуща субъекту именно социальных отношений.
Принцип реконструкции. Структуры, которые аккумулируют модели взаимодействия с миром (субъект) и процессы их актуализации (т.е. приведение этих структур в активное состояние), недоступны непосредственному изучению. Как правило, их обозначают как внутренние, или скрытые, в отличие от феноменов внешнего, наблюдаемого, поведения.
Принцип реконструкции, вытекающий из принципов взаимодействия, детерминизма, целостности, активности и субъектности, позволяет снять проблемы как выделения внешнего и внутреннего, так и определения границы между ними. Так как развивающееся взаимодействие всегда целостно, то различные аспекты рассмотрения этого взаимодействия с необходимостью являются согласованными, т.е. между ними, по определению, существуют отношения подобия.
Общая идея принципа реконструкции состоит в определении отношений подобия между различными составляющими всегда целостного взаимодействия, часть которых доступна для оценки при помощи исследовательских процедур, а часть может быть только реконструирована на основе этих оценок.
Согласно этому принципу, на основе эмпирических оценок одних компонентов взаимодействия (например временных характеристик поведения, продуктов деятельности, электрической активности мозга и мышечной активности) могут быть реконструированы характеристики других компонентов взаимодействия (структур аккумулированных моделей взаимодействий и процессов их формирования, реорганизации и актуализации).
Все названные принципы реализуются психологами-исследователями в различных подходах к решению теоретических задач и задач прикладного характера. Основные подходы, предлагаемые к рассмотрению - это:
· системный подход;
· исторический подход.
Системный подход предполагает:
· рассмотрение изучаемого явления как системы, то есть как отграниченного множества взаимодействующих элементов;
· определение состава, структуры, организации элементов и частей системы, обнаружение ведущих взаимодействий между ними;
· выявление внешних связей системы, выделение из них главных;
· определение функции системы и ее роли среди других систем;
· обнаружение на этой основе закономерностей и тенденций развития системы.
Системный подход ориентирует психолога в методологии поиска причин позитивных или негативных тенденций в развитии того или иного психологического явления. Если не в одном, а в нескольких элементах системы появились сходные положительные или отрицательные моменты, то причины этого следует прежде всего искать не в этих элементах, а в самой системе.
Применение исторического подхода показывает необходимость учета в процессе изучения психологических явлений всех конкретных условий, в которых оно развивается: места, времени, конкретной сложившейся обстановки. Изучая психологические явления, психолог-исследователь должен помнить о том, что эти явления развиваются неравномерно, в процессе их развития постоянно возникают новые моменты и тенденции. Если в одной группе сложился определенный характер взаимоотношений между людьми, то из этого еще не следует, что такой же характер взаимоотношений будет и в другой группе, даже в том случае, если обе они входят в одну и ту же организационную структуру. Поэтому умение и искусство исследователя заключаются в его способности грамотно применить знания общих и особенных закономерностей развития психологических явлений для анализа конкретного явления, определения тех признаков, которые присущи только ему одному.
Принцип единства сознания и деятельности, реализованный в деятельностном подходе, раскрывает сложную диалектику взаимодействия сознания и деятельности. Сознание, психика каждого конкретного индивида в данный момент представляют собой продукт развития личности этого индивида в процессе всей его жизни. При этом основным фактором, формирующим психику человека, является деятельность. Чем более глубоко и подробно знаем мы жизненный путь человека, ту деятельность, которой он занимался, ее результаты, тем более точно и всесторонне мы можем оценивать его личность, а следовательно, оказывать более эффективное воздействие на нее. Сознание и деятельность взаимосвязаны и взаимообусловлены. "Основное позитивное содержание положения о единстве сознания и деятельности заключается в утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, его психических связей, процессов и свойств, а эти последние, осуществляя регуляцию человеческой деятельности, являются условием их адекватного выполнения". "Деятельность и сознание не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое - не тождество, но единство", - Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960).
Люди осуществляют ту или иную деятельность, психологическую структуру которой составляют общие цели, мотивы и способы. Вместе с тем деятельность группы оказывает формирующее влияние на психику каждого человека, которая, в свою очередь, проявляется в деятельности. Поэтому анализ результатов деятельности индивида, его поступки позволяют психологу судить о мотивах его поведения, оценивать другие свойства его личности.
Методологические принципы анализа психологических явлений лежат в основе всей деятельности ученого-психолога по изучению индивидов, различных групп, происходящих в них процессов. Они определяют общие требования к изучению любого конкретного психологического явления. Их знание и умелое применение позволяют избежать грубых ошибок в деятельности, повышают качество и сокращают время, необходимое для изучения того явления, которое интересует исследователя. Методологические принципы научного познания являются фундаментом, на котором базируется содержательный анализ объекта и предмета изучения.