Спрос в системе рынка, факторы его определяющие

Уголки в группах

Традиционно в группах дошкольных учреждений создают живые уголки, содержащие комнатные растения и один-два вида животных. В экспериментальных дошкольных учреждениях, работающих по программе «Наш дом — природа», созданы небольшие комплексы из трех уголков.

1. Экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина, камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, которые он проводил под руководством педагога в экологическом классе, строить из камней дома и города и т.д. Таким образом, воспитатель совместно с родителями собирает разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещается в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия в экологической комнате ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.

2. Уголок природы, В этом уголке размещаются природные объекты для ухода и наблюдений. Как правило, это аквариум, клетка с попугайчиками или золотистый хомячок. Здесь же размещаются книги, иллюстрации, содержащие информацию об этих животных, предметы ухода за ними. Содержание животных и выращивание растений в группах позволяет воспитателю организовывать длительные наблюдения и использовать одни и те же объекты для различных целей. Большое влияние на ребенка оказывает также возможность постоянного общения с живым существом и ухода за ним.

3. Выставочный уголок. Поскольку занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации, в группах накапливается большое количество работ. Независимо от качества выполнения работы, в группе выставляются все рисунки, поделки детей, а лучшие выделяются для выставки всего детского сада. Такой подход психологически комфортен и крайне важен для усиления мотивации ребенка, появления у него желания улучшить свою работу. Кроме того, в уголке периодически вывешиваются фотографии детей и родителей во время общения с природой, детей с обитателями живого уголка.

Важнейшими категориями микроэкономического анализа являются спрос и предложение. Раскрытие данных категорий помогает уяснить не только механизм ценообразования, но и функционирования всего рыночного механизма.

В основе ценообразования лежит процесс взаимодействия покупателей и продавцов, а следовательно, спроса и предложения.

Остановимся сначала на спросе. Рыночный спрос – это количество блага, которое потребители желают и готовы купить по определенной цене за определенный период времени.

Как мы видим термин «спрос» описывает поведение фактических покупателей товара. Человеку свойственно естественное желание потреблять, однако экономическая наука имеет дело лишь с теми потребностями, которые воплощаются в платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос согласует желания потребителей с их объективными возможностями в приобретении тех или иных товаров. Цена спроса это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество блага.

Объем (величина) рыночного спроса - максимальное количество данного блага, которое согласны купить потребители при текущей цене блага в единицу времени. Необходимо отметить, что когда говорят о спросе, обязательно указывается период времени, для которого определяется спрос (в день, в неделю, в месяц, в год).

Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называют детерминантами (параметрами) спроса. Детерминанты спроса - это факторы, оказывающие влияние на величину рыночного спроса. В качестве важнейших можно выделить следующие:

- цена данного блага (PX);

- цены заменителей данного блага или благ – субститутов (Ps);

- цены товаров, дополняющих данное благо в потреблении, или комплиментарных благ (Pc);

- доход потребителя, выделяемый им для покупки данного товара (Y);

- вкусы и предпочтения потребителя (Z);

- общее число покупателей или размер рынка (N);

- ожидания покупателей, например, инфляционные (W)

- прочие факторы (B).

Учитывая все эти факторы функцию спроса можно представить следующим образом:

QDX = f (PX, Ps, Pc, Z, N, W, B).

Прежде всего, объем спроса на благо определяется его ценой. Если прочие факторы, влияющие на объем спроса принять за неизвестные, то указанная зависимость приобретет вид функции спроса от цены:

QDX = f (PX), где, QDX - объем спроса на благо «х»; PX - цена блага «х».

Функция спроса по цене может быть выражена в разной форме: табличной, графической и аналитической.

1.табличная Спрос на благо «х» 2.графическая 3. аналитическая
Р(цена), руб. QDX (объем спроса), тыс. шт.     QDX= a - bPX Например, QDX = 500 -10PX
   
   
   
   
   
   

Табличная форма представляет собой отображение фактически наблюдаемых данных о том, как изменяется величина (объем) спроса, например, на благо «х» в зависимости от изменения цены данного блага при неизменности всех остальных детерминант. Представленная в таком виде зависимость между ценой товара и величиной спроса на него называется шкалой спроса. Шкала спроса отражает функциональную связь между зависимой (величина спроса на благо) и независимой (цена блага) переменными, позволяя установить характер зависимости между ними и определить значения функции спроса по цене. В нашем примере эта функция является линейной и имеет следующий вид: QDX = 500 - 10PX.

В общей форме функция спроса по цене может быть представлена следующим образом: QDX = a - bPX, где величина спроса на благо «х» - QDX; а - постоянный член; b - коэффициент влияния цены блага на величину спроса. Важно обратить внимание на то, что в приведенной функции коэффициент при цене имеет отрицательный знак. Из этого вытекает, что значение величины спроса будет изменяться в направлении, противоположном значению цены.

Кривая (линия) спроса показывает, как изменяется объем спроса на благо в зависимости от цены блага в конкретный период времени, при прочих равных условиях. Обычно кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Итак, все три способа демонстрируют обратную зависимость между ценой и величиной (объемом) спроса, Эта зависимость называется законом спроса.

Закон спроса показывает, что при неизменности всех прочих параметров, снижение цены блага ведет к возрастанию объема рыночного спроса, и наоборот, повышение цены блага ведет к уменьшению объема рыночного спроса.

Действие закона спроса можно объяснить с помощью:

Эффекта дохода – заключается в том, что снижение цены блага позволяет потребителю купить большее его количество при прежней величине денежного дохода.

Эффекта замещения – указывает на то, что снижение цены продукта делает его относительно более привлекательным и таким образом, увеличивает склонность потребителя к замещению им других продуктов.

Закона убывающей предельной полезности – утверждает, что по мере количественного роста потребляемых единиц блага уменьшается субъективная ценность каждой новой его единицы. Отсюда следует необходимость понижения цены, для того чтобы побудить потребителя к увеличению покупок такого блага.

Исключения из закона спроса:

1. при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

2. «эффект Веблена», описывающий престижный спрос на дорогостоящие товары, свидетельствующий, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе. Это спрос на престижные марки легковых машин, ювелирные изделия, модели одежды, созданные по индивидуальному заказу и т.д. Причем снижение цены на этот товар может уменьшить их привлекательность, а следовательно и спрос на них.

3. парадокс Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в XIX веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, сведя последнее к потреблению лишь картофеля.

Принято различать изменение объема спроса и изменения в спросе (характере спроса).

Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях неценовых факторов спроса. В этом случае имеет место движение вдоль кривой спроса. Изменение объема спроса отображено на рис. 3.

Изменение спроса происходит при изменении прочих (неценовых) факторов, влияющих на спрос помимо цены. Изменение спроса подразумевает, что при каждой данной цене потребители будут покупать больше или меньше товара. Графически изменение спроса иллюстрируется сдвигом линии спроса вправо или влево на рис. 2.

Смещение кривой спроса вправо и вверх (D1) соответствует увеличению спроса. Например, в силу изменения вкусов потребителей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены и произойдет сдвиг линии спроса из положения D0 в D1. И, наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, это свидетельствует об уменьшении спроса или сдвиг в D2.

     

Напоминаем, что числу прочих (неценовых) факторов или детерминант, определяющих спрос, относятся:

a) размер дохода потребителей;

В отношении большинства товаров повышение доходов приводит к увеличению спроса, причем следует отметить, что спрос растет не на все товары, а на товары более высокого качества. На товары низкого качества в этом случае спрос снижается.

б) вкусы и предпочтения покупателей;

изменения во вкусах, предпочтениях, моде оказывают существенное воздействие на величину спроса на товар или услугу. Возраст, пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и т.д.).

в) цены на сопряженные товары;

сопряженные товары подразделяются на

1. товары- субституты, например, «Pepsi» и «Coca-Cola». Товары- заменители – это такие пары товаров, для которых между ценой на один и спросом на другой существует прямая связь. Рост цены одного товара вызывает рост спроса на другой товар.

2. товары- комплементы, например, машины и бензин. Товары- взаимодополнители - это такие пары товаров, которые сопутствуют друг другу, спрос на них предъявляется одновременно. Рост цены одного товара вызывает снижение спроса на другой товар.

г) общее число покупателей, размер рынка, чем больше покупателей, тем больше совокупный спрос они предъявляют.

д) инфляционные ожидания, довольно часто увеличение спроса на товары происходит по причине скорого и быстрого роста цен на них.

е) другие факторы.

Следует различать индивидуальный и рыночный спрос. Индивидуальный спрос какого-либо покупателя характеризует его реакцию на изменение цены данного товара, при условии, что его доход и цены других товаров не меняются. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов потребителей. Суммирование может быть произведено графическим способом, посредством таблиц или аналитических выражений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: