Процесс производства речи

Лекция 4

Психолингвистика как наука, исследующая психические процессы, имеющие место при порождении и восприятии речи.

1. Этапы развития ребёнка и корреляция между физическим развитием ребёнка и освоением языка. Речевой онтогенез.

2. Процесс производства речи.

3. Восприятие речи.

4. Речевые ошибки с позиций моделей речемыслительного процесса.

В психолингвистике существуют несколько моделей производства речи. Первоначально модели производства речи были моделями последовательной обработки. Они предполагали, что человек переходит к каждой очередной ступени после завершения работы на предыдущем уровне. Лишь впоследствии появились модели параллельной переработки речевой информации. Они основывались на признании возможности одновременной переработки речи на многих уровнях.

Стохастическая модель производства речи была предложена в 1963 г. Дж. Миллером и Н. Хомским. Они считали, что появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов. К примеру, «каждый пятый элемент имеет вероятность появления, зависимую от появления четырёх предшествующих элементов». Это была попытка описать речь с помощью статистических процедур. Однако, согласно этой теории, для того чтобы обучиться производить речь последовательно («слева направо»), ребёнок должен прослушать огромное количество предложений на родном языке, прежде чем сам сможет производить высказывания.

Модель непосредственно составляющих. Метод анализа речи по непосредственно составляющим (immediate constituent analysis) также связан с именами Миллера и Хомского. Предполагалось, что речь человека строится на основании ядерных предложений, которые, в свою очередь, состоят из непосредственно составляющих их элементов. Например, предложение (The old man) ((could not see the fish) in the darkness) строится из ряда элементов: (The man) (was) (old). (The man) (could not see) (the fish). (The fish) (was) (in the darkness). В совокупности эти простые (ядерные) предложения и составляют сложное предложение. Предполагается, что порождение идет слева направо и снизу вверх.

Трансформационно-генеративная грамматика Н. Хомского. Ноам Хомский разработал трансформационную (или трансформационно-генеративную) грамматику. По мнению Хомского, язык — это не набор единиц языка и их классов, а механизм, создающий правильные фразы. Существует система правил, с помощью которой мы можем порождать и понимать бесконечное число предложений. При этом бывают предложения, хотя и бессмысленные, но грамматически правильные, а бывают неправильные и по смыслу, и грамматически: Colorless green ideas sleep furiously. Бесцветные зелёные идеи яростно спят.

В рамках трансформационного анализа существует представление о поверхностной и глубинной структуре предложений. Поверхностная структура — та, которую мы слышим или читаем. Глубинная структура связана со смыслом. Трансформационный анализ — это анализ синтаксических структур путём их преобразования из поверхностных в глубинные. Для того, чтобы построить пассивную конструкцию (The house was built by Jack), надо знать, как устроена активная (Jack built the house). Это предложение уже не ядерное, оно получено путем операции трансформации, которая Хомским названа операцией пассивизации (из ядерной активной структуры).

Хомский приводит ряд правил перехода глубинной структуры в поверхностную (правила подстановки, перестановки, произвольного включения одних элементов, исключения других элементов), а также предлагает 26 правил трансформации (пассивизация, субституция, негация, адъюнкция, эллипс и др.). Всё это представляет врождённую способность к производству языка. В отечественной науке эта теория подвергалась критике в своей теоретической части, так как языковые факты объясняются аксиомами, которые формулирует сам исследователь.

Теория уровней языка. Предлагая теорию уровней языка, Чарлз Осгуд полагал, что в процессе производства речи существуют четыре уровня.

1. Мотивационный уровень. Единицей уровня мотивации является предложение в широком неграмматическом понимании. (Например, говорить или нет, что выделить логически т.д.). 2. Семантический уровень. На этом уровне говорящий поочередно выделяет в предложении определённые последовательности слов — функциональные классы. Они соотносятся с классом непосредственно составляющих. 3. Уровень последовательностей. На этом уровне единица — слово, но не как семантическая единица, а как фонетическое слово. 4. Интеграционный уровень, где в качестве единицы выступает слог. На этом уровне действуют моторные механизмы кодирования, и происходит звуковое оформление проработанного высказывания. Предложенная модель является первой попыткой в общем виде представить процессы порождения речи.

Модель Т—О—Т—Е. В 1960 известные американские психологи Дж. Миллер, Е. Галантер и К. Прибрам писали, что говорящий имеет некоторый план того, что он хочет сказать, и в процессе выполнения плана он стремится приблизиться к нему. В процессе реализации плана человек действует методом проб и ошибок. Иногда возникают несоответствия результата плану. Но тут включается механизм обратной связи и человек движется к реализации плана от проб к операциям, от проб к результату. Именно поэтому модель получила название TOTE (test-operate-test-exit, т.е. проба-операция-проба-результат).

Модель Л.С. Выготского. В отечественной психолингвистике постулируется, что суть процесса производства речевого высказывания заключается в переходе от мысли к слову. Такое понимание процесса порождения было предложено Л.С. Выготским. Рассмотрена выше (внутренняя речь). Л.С. Выготский выделял три плана речевого мышления: мысль, внутреннюю речь, слово.

Модель А.Р. Лурии. Идеи Л.С. Выготского развил психолог Ал-др Ром. Лурия, который разработал учение о динамической схеме высказывания. Формирование высказывания в модели Лурии – это переход смысла в значение. Предполагается, что формирование речевого высказывания проходит ряд этапов: 1. Этап первичной «семантической записи», или исходной схемы. 2. Внутренняя речь. На этом этапе происходит перевод внутреннего смысла в организованную структуру будущего развёрнутого синтаксического высказывания. 3. Формирование развёрнутого речевого высказывания. Фразы или предложения, входящие в состав развёрнутого речевого высказывания нельзя изучать вне зависимости от контекста.

Модель А.А. Леонтьева. Опираясь и на идеи Л.С. Выготского, и на идеи А.Р. Лурии, А.А. Леонтьев предлагает следующую теорию порождения речи. Первый этап производства – это внутреннее программирование высказывания, которое соответствует содержательному ядру будущего высказывания. С единицами программирования производятся операции включения, перечисления и сочленения. 2 этап – это грамматико-семантическая реализация, где выделяется ряд подэтапов: тектограмматический (перевод на объективный код), фенограмматический (линейное распределение кодовых единиц), синтаксическое прогнозирование (приписывание элементам грамматических характеристик), синтаксический контроль (соотнесение прогноза с ситуацией). Вслед за внутренним семантико-грамматическим программированием высказывания происходит его моторное программирование. Затем осуществляется реализация речи. На каждом этапе порождения речи действует механизм контроля за её осуществлением.

Модель Левелта. Достаточно общепринятой в современной психолингвистике является модель производства речи, предложенная в 1989 г. Вилемом Левелтом. Процесс производства речи включает, по его мнению, намерение, отбор информации, которая должна быть выражена, упорядочение информации, увязывание со сказанным ранее. Эти ментальные процессы Левелт называет концептуализацией, а систему, которая позволяет это реализовывать, — концептуализатором. Продуктом концептуализации является доречевое сообщение (preverbal message).

Для производства сообщения говорящий должен иметь доступ к нескольким типам информации: 1) процедурное знание (типа «если -+ то»); 2) декларативное знание (типа «что содержит что»); 3) ситуационное знание — информация о ситуации, о собеседниках и о контексте, в котором происходит говорение. Помимо этого, говорящий должен следить за тем, что он сам и другие говорящие сказали в ходе взаимодействия. Следующим компонентом после концептуализатора является так называемый формулировщик. Формулировщик переводит некоторую концептуальную структуру в некоторую языковую структуру. Сначала происходит грамматическое кодирование сообщения, затем — фонологическое кодирование.

Таким образом, в самом общем виде процесс производства речи заключается в том, что говорящий по определённым правилам переводит свой замысел в речевые единицы конкретного языка. В целом же, многие теории и модели речепроизводства близки и, в сущности, больше дополняют и уточняют друг друга, чем противоречат друг другу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: