Изучаем листья и крону

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

На этом этапе ведутся наблюдения за жизнью дерева (например, за сезонными изменениями в его облике, за птицами, которые к нему прилетают), проводятся разнообразные исследования (детально изучаются листья, кора и другие части дерева, почва под ним, ее обитатели). Исследовательская деятельность детей обязательно сочетается с рисованием, лепкой, сочинением рассказов, сказок, играми и другими видами детской деятельности. Большое внимание уделяется эмоциональному восприятию дерева и природы в целом, умению видеть ее красоту и сопереживать. Дети также участвуют в трудовой деятельности и в случае необходимости оказывают растению помощь, создавая для него благоприятную среду (уход за деревом, изготовление кормушек, скворечников и т.п.).

Приведем в качестве примера комплекс заданий по разделу «Листья и крона».

· Загадайте детям загадки о листьях, например:

Зеленые лоскутки повисли на прутки.
Летом вырастают, осенью опадают. (Листья.)

Как ребята считают, на их дереве много или мало листьев? Густая у него крона или нет? Пусть попробуют объяснить свою точку зрения.

Комментарий. Густоту кроны можно определить, посмотрев сквозь нее на небо или изучив ее тень: чем она больше, темнее, однороднее, тем, как правило, гуще листва (с этим заданием тесно связано и следующее).

· Возьмите лист бумаги (чем больше его размер, тем лучше) и в солнечный день встаньте под деревом. Много ли солнечных пятен на листе? Или он весь оказался в тени? Заштрихуйте затененные участки бумаги. Так вы получите «кусочек» тени своего дерева. Рассмотрите ее внимательно. Можно ли назвать это дерево тенистым? Или же у него ажурная крона?

· Выясните, может ли тень дерева двигаться. Выслушайте мнения ребят по этому вопросу (но не комментируйте их). Солнечным утром отметьте контур тени. (Например, обведите его на земле палкой или положите по контуру веревку.) В течение дня следите за тем, как изменяются очертания тени, отмечайте ее движение на земле. Обсудите с ребятами, почему тень движется.

· В жаркий день постойте несколько минут на открытом месте, а потом спрячьтесь в тени дерева. Где приятнее находиться? Почему? Где жарче — под листвой или на открытом месте? Где больше солнечных лучей? Пусть ребята «спрячутся» и в тени других деревьев. Какие из них лучше защищают от солнца? Если ваши воспитанники уже умеют пользоваться термометром, можно проверить свои ощущения с помощью этого прибора.

Комментарий. Для этого задания желательно выбрать деревья с кронами разной густоты, например, рябину, липу, дуб, сосну. Важно обратить внимание на то, что под деревом создаются особые условия: не такая температура воздуха, как на открытом месте, меньше солнечных лучей. Люди прячутся под листвой от жары и яркого света. Так делают и некоторые растения. Под густой листвой обитают виды, которые «любят» тень, а предпочитающие свет и тепло селятся на лужайках и других открытых местах. Можно провести игру: одни ребята ищут растения, которые растут в тени, другие — те, которые любят свет. Каких больше на вашем участке?

· Исследуйте листья своего дерева. Предложите ребятам погладить листочек руками: сначала сверху, а потом снизу. Какой он? (Гладкий, пушистый, шершавый, колючий, волосатый, твердый, мягкий.) Есть ли на нем волоски? (Если да, рассмотрите их через лупу.)

Пусть дети потрогают поверхность листа с закрытыми глазами. Что они чувствуют? Ребенок может представить, что гладит не лист, а животное. Какое животное это могло бы быть? Нарисуйте его в альбоме.

Комментарий. У каждого ребенка свое восприятие окружающего, поэтому дети, ощупывая листья, называют разных животных. Чем больше будет разнообразных ответов, тем интереснее. Для того чтобы ответы детей не повторялись, предложите ребятам вначале по очереди «открыть свою тайну» только вам: шепнуть на ушко название зверя или птицы, которых они представили. Можно также попросить ребенка не называть животное сразу, а дать описание, по которому другие ребята отгадают его имя. Если такое задание представляет сложность для дошкольников, составьте сами такие описания, а ребята будут отгадывать. На странички альбома должны попасть все упомянутые детьми животные.

· Предоставьте возможность каждому ребенку потрогать кончик листа: он острый или тупой? Мягкий или твердый? Пусть проведут пальчиком по его окружности. Какой у него край: ровный или с зубчиками, выемками? Что напоминает лист?
С чем можно его сравнить по форме? Нарисуйте в альбоме квадрат и круг приблизительно такого же размера, как листья. Кладите поочередно лист на каждый из них. Куда он лучше всего вписывается? Возможно, ваш листочек вообще не похож ни на круг, ни на квадрат. Подумайте, какую геометрическую фигуру он напоминает. Нарисуйте его в тетради.

Комментарий. При выполнении этого задания нельзя срывать листья! Пользуйтесь листьями, которые сбивает ветер, или осенними листьями.

· Выясните, как лист прикрепляется к ветке. Внимательно рассмотрите его черешок. Какой он: округлый или плоский, где шире — у основания листа или ближе к ветке? Нарисуйте его.

· На листе есть особенные линии — жилки. Зарисуйте их в тетради. Пусть дети проведут по ним пальчиком. Возьмите листок другого дерева (другого вида) и сравните, как расположены у них жилки: одинаково или нет. В чем разница?

· После того, как ребята детально познакомятся с листочком, поместите его с листьями других деревьев в волшебный мешочек или в ящик ощущений. Предложите каждому ребенку найти «свой» лист на ощупь (погладив поверхность, проведя пальцем по контуру и по жилкам).

· Засушите понравившиеся ребятам листочки (найденные под деревом!) и поместите их в коробку для коллекций.

· Жилки листьев отпечатывались на древних ископаемых, на камнях. Можно попробовать самому сделать такой «древний» отпечаток с листа своего дерева. Чем лучше на листе выделяются жилки, тем четче отпечаток. Листок должен быть неповрежденным! Например, хорошие отпечатки получаются с листьев дуба, клена, каштана. Черенок перед началом работы отрежьте. Отпечаток можно получить разными способами. Для более простого варианта понадобится пластилин. Намажьте листок подсолнечным маслом, положите его между двумя кусками этого материала. Чтобы получить качественный отпечаток, надавите посильнее на пластилин с двух сторон. Затем аккуратно его снимите и рассмотрите результат своего труда.

Второй вариант сложнее, но зато отпечаток больше похож на натуральный, поскольку застывший гипс напоминает камень. Возьмите деревянную дощечку (она должна быть больше листа) и положите на нее листок так, чтобы прожилки оказались внизу. Сверху накройте его влажным гипсом. Для того чтобы материал не расползался, закрепите булавками или гвоздиками по краям дощечки рамку (например, такую, которая бывает на картинах и называется багетом). Добавьте в гипсовый порошок воды, чтобы получилась масса, по густоте похожая на сметану. Распределите ее слой внутри рамки. Подождите, пока гипс не затвердеет, и осторожно уберите рамку. Затем снимите с дощечки гипсовую отливку, переверните ее нижней стороной вверх. Отделите от гипса листок. (Делать это надо осторожно!) Отпечаток готов. Чтобы линии были более четкими, сделайте их более глубокими при помощи любого острого предмета.

Комментарий. Перед тем, как выполнить это задание, постарайтесь посетить с детьми краеведческий, палеонтологический музей и рассмотреть там древние отпечатки растений. Можно устроить выставку отпечатков листьев деревьев, за которыми наблюдают ребята из разных групп детского сада или разные школьники.

· Какого цвета листья вашего дерева? Светло-зеленые или темно-зеленые? Есть ли на них пятнышки? С чем можно сравнить этот цвет? Все ли листья одинаково окрашены? Раздайте детям фломастеры и карандаши разных оттенков зеленого цвета и предложите сравнить с ними: а) цвет листьев своего дерева, б) цвет листьев произрастающих рядом деревьев. Чем они отличаются? Сколько оттенков зеленого цвета можно насчитать?

· В листьях есть особая «краска», которая делает их зелеными. Проведите опыт. (Дети только наблюдают!) Положите зеленые листья в емкость со спиртом. Жидкость позеленеет, а листья побледнеют (хлорофилл растворился). Добавьте немного бензина и взболтайте. Жидкость при этом разделится на два слоя: более легкий бензин окажется сверху и останется зеленым, а более тяжелый спирт опустится в нижнюю часть емкости и станет желтым. На примере этого опыта хорошо видно, что в листе есть различные «краски». Осенью солнце светит по-другому, и зеленый цвет постепенно исчезает, желтый же становится заметнее.

· Найдите опавший листик и аккуратно разотрите в руках его небольшой кусочек. Пусть ребята определят, чем он пахнет, что им напоминает этот запах.

· Сравните цвет, форму «своего» листа и листьев других деревьев. Чем они похожи и чем отличаются?

· Комментарий. Осенью для выполнения этого задания можно использовать опавшие листья, раскладывая их прямо на земле.

· Есть ли на дереве листья, объеденные насекомыми? Какие насекомые могли оставить эти следы? Попытайтесь обнаружить их на дереве.

· Сравните размеры листьев, которые растут: а) в нижней части кроны и в верхней; б) внутри кроны дерева и снаружи. Отметьте, есть ли у них различия. Какие из них более крупные? Если дерево высокое, используйте бинокль.

Комментарий. В кроне дерева (если она густая) листья, получающие меньше света (внутри кроны и в ее нижней части), обычно бывают больше по размерам. Чем больше поверхность листовой пластинки, тем большее количество света она может улавливать. Эта закономерность хорошо прослеживается на примере липы. У деревьев с ажурной кроной листья получают практически одинаковое количество света, поэтому их размеры не зависят от этого фактора.

· Загадайте детям загадку:

На ветках — плотные комочки.
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Ранней весной начните наблюдения за почками, из которых развиваются листья. По возможности отметьте дату их появления. Пусть ребята осторожно потрогают объект исследований. Какие почки? (Пушистые, гладкие, клейкие, мягкие.) Можно ли к ним приклеиться? Чем они пахнут? Нарисуйте, как из почки появляется листик.

· Отметьте время появления первых листьев. Измерьте размеры листа в начале весны и в конце лета. Как он увеличился за лето? Сделайте зарисовки в тетради.

· Как меняется цвет листьев вашего дерева с весны до осени? Нарисуйте лист в разное время года.

· Сделайте цветные отпечатки листа.

Первый вариант. Приготовьте листок, бумагу, карандаши, клейкую ленту (скотч). Положите листик растения на мольберт (стол, доску). Накройте его листом белой бумаги, приклеив ее края к поверхности стола при помощи клейкой ленты. Пусть ребята закрасят бумагу цветными карандашами (карандаши должны находиться в наклоненном состоянии).

Второй вариант. Высохший листок положите на газету, покройте густым слоем краски. Затем переложите окрашенный листок на другую (не испачканную) газету, причем краской вверх. Осторожно накройте его альбомным листом, прижмите покрепче и подержите. Через некоторое время отпечаток будет готов. Можно собрать несколько опавших листьев и сделать из них своеобразную «коллекцию».

· Осенью предложите дошкольникам выбрать «самые красивые» листья вашего дерева и поставить их в групповой комнате или в классе в вазу. Можно засушить их на память, ведь целую зиму ваше дерево будет стоять без листьев (если, конечно, это не ель и не пихта). Сухой лист можно наклеить в альбом.

· Загадайте детям загадку:

Сидит — зеленеет,
Падает — желтеет,
Лежит — чернеет. (Лист.)

В осенний период обсудите с детьми, куда деваются листья, опадающие на землю каждый год. Для того чтобы выяснить это, попытайтесь отыскать под деревом разные по цвету листья: от темных, совсем старых, прошлогодних, поверхность которых уже превратилась в «паутину» из жилок, до совсем свежих, зеленых, молодых. Предложите детям рассортировать их по цвету и по степени «старости»: сначала — зеленый лист, потом — желтый или красный, потом — слегка почерневший, коричневый и т.д. Можно создать своеобразный «круг жизни», в котором самый молодой и зеленый лист соседствует со старым, похожим на темно-коричневую паутину. (Последний, превращаясь в почву, дает жизнь новому растению.)

· Летом отметьте, есть ли пыль на листочках дерева. Сначала дети могут просто протереть их пальцем и посмотреть, осталась ли на нем грязь. Можно провести и более сложное исследование: возьмите клейкую бумагу (ленту), приложите к ней листочек верхней стороной, затем осторожно снимите. Посмотрите, остался ли на бумаге пыльный след. Если пыль обнаружится, спросите у ребят, откуда она могла взяться. Хорошо ли дереву жить в таком месте?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: